Счетчики






Яндекс.Метрика

35. Шекспировская Офелия является отражением Проклы, жены Понтия Пилата

Одним из запоминающихся образов шекспировской трагедии является Офелия, дочь Полония. Выше мы показали, что первый вклад в этот сюжет дала евангельская история о блуднице, приведенной фарисеями к Христу для его испытания. Но, оказывается, есть и другой, не менее интересный слой. И тоже связанный с Евангелиями.

Рис. 2.90. Безумная Офелия пред королем и королевой. Картина известного английского художника Бенджамина Уэста (Benjamin West, R.A., 1738—1820). Взято из [971], т. 3, с. 121

Напомним, что Офелия испытывала большую симпатию к Гамлету, может быть, даже любила его. Хотя, по словам Шекспира, она не позволяла себе вольностей в отношениях с принцем, держала себя «на расстоянии». Впрочем, Грамматик заявляет, будто девушка наслаждалась любовью с Гамлетом. Так или иначе, совершенно ясно, что она уважала принца и была готова на многое ради него.

Рис. 2.91. Безумная Офелия пред королем и королевой. Картина известного немецкого художника Ганса Маккарта (Hans Mackart, 1840—1884). Взято из [971], т. 3, с. 123

Когда ее отец Полоний погиб «из-за принца», Офелия испытала большое душевное потрясение и сошла с ума. Вскоре она утонула в реке. Якобы взобралась на цветущую прибрежную иву, чтобы сплести хороший венок из цветов, но тут ветвь обломилась и несчастная девушка упала в воду. Какое-то время ее несло течением, но потом одежда намокла и Офелия пошла ко дну, с. 132. Грамматик ничего не говорит о смерти Офелии.

Рис. 2.92. Офелия пред королем и королевой. Рисунок немецкого художника Реча (Moritz Retch, 1779—1857). Взято из [971], т. 3, с. 125

Спрашивается, что соответствует этому в истории Христа-Гамлета? Долго искать не приходится. После того, как мы обнаружили, что шекспировский Полоний — это отражение евангельского Понтия Пилата, то возникает естественная мысль посмотреть — нет было ли у него близкой родственницы (дочери, жены, племянницы), как-то связанной с Христом и впоследствии утонувшей? О дочери и племяннице ничего не известно, а вот жена у прокуратора была. Звали ее Прокла. И, что исключительно интересно, оказывается, она весьма уважала Христа-Гамлета, поклонялась ему, пострадала из-за него и погибла! Более того, совсем рядом с этим сюжетом обнаруживается сообщение о том, что примерно в это же время УТОНУЛА ДОЧЬ царя Ирода, причем опять-таки «из-за Христа». Вглядимся пристальней в старинные источники. Вот что сообщается.

Рис. 2.93. Офелия (она же Прокла, жена Понтия Пилата). Картина французского художника Шарля Лемана (Charles Lehmann). Взято из [97!], т. 3, с. 127

Евангелия: «Между тем, как сидел он (Пилат — Авт.) на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него» (Матфей 27:19). Комментаторы пишут так: «Дополнительный толчок к реабилитации римского наместника дал евангельский эпизод с вмешательством в ход суда над Иисусом жены Пилата, выступившей на стороне подсудимого (Мф 27:19). ГРЕЧЕСКАЯ И ЭФИОПСКАЯ ЦЕРКВИ... ПРИЧИСЛИЛИ ЖЕНУ ПИЛАТА К ЛИКУ СВЯТЫХ» [307], с. 442.

Рис. 2.94. Офелия. Картина английского художника Марка Стоуна (Marcus Stone, род. 1840). Взято из [971], т. 3, с. 129

Другие христианские тексты, объявляемые сегодня «апокрифическими», более подробны и очень интересны. После казни Пилата «жена Пилата Прокла испускает дух, и ее погребают вместе с мужем» [307], с. 450.

Обратимся к двум документам, опубликованным Британским Музеем, — к «Письмам» Пилата и Ирода-Тетрарха. Вот фрагменты из них.

Рис. 2.95. Офелия. Картина проф. Константина Маковского (род. 1839). Взято из [971], т. 3, вклейка между с. 132—133

«Пилат — Ироду, тетрарху, привет.

Я получил и рассмотрел твое письмо о Иисусе, КОМУ СОЧУВСТВУЕТ МОЯ ЖЕНА, и я свидетельствую сам, что я омыл свои руки и не виновен в крови Сего... Моя жена Прокла уверовала в Него, так как она прежде видела послание, которое ты отправил мне, и прочла, какие злые помыслы питает народ израильский против Иисуса. Затем, когда моя жена Прокла узнала, что Иисус воскрес, она отправилась туда... И она последовала за Его учениками. В то время, как она взирала на Него с изумлением, Он остановил на ней свой взгляд и сказал: "Кто ты? Веруешь ли ты в Меня?" ...Прокла ответила, что верит в завет» [307], с. 456.

Рис. 2.96. Офелия. Картина немецкого художника Виктора Мюллера (Vidor Müller, 1829—1871). Взято из [971], т. 3, вклейка между с. 132—133

И другой документ:

«Ирод — Пилату, правителю Иерусалимскому, привет.

Я пребываю в большой тревоге и решил написать тебе, дабы ты знал, какие несчастья постигли мое семейство. Началось с того, что моя дочь Иродиада (так звали и жену Ирода — Авт.), которая мне очень дорога, НЫРЯЛА В ПРУДУ, В ГЛУБИНЕ КОТОРОГО БЫЛО ХОЛОДНЕЕ, ЧЕМ НА ПОВЕРХНОСТИ, И ВОТ ХОЛОД СКОВАЛ ЕЕ ТЕЛО, И ГОЛОВА ОТДЕЛИЛАСЬ ОТ ТУЛОВИЩА И ОСТАЛАСЬ НА ПОВЕРХНОСТИ, А ОСТАЛЬНОЕ УШЛО В ГЛУБИНУ... Я похоронил ее голову в моем доме... Тут до меня дошла молва о чудотворце по имени Иисус; я захотел пойти к Нему, увидеть Его и узнать, кто отнял ее у меня. И Он открыл мне... что это была расплата за мою жестокость и беззаконие, совершенное против Иоанна Крестителя, и за мои насмешки над Мессией...

Рис. 2.97. Офелия (то есть Прокла, жена Понтия Пилата). Картина Фердинанда Пилоти (Ferdinand Piloty, 1828—1895). Взято из [971], т. 3, вклейка между с. 132—133

Будь благополучен ты и твоя жена Прокла! Я посылаю тебе локон с головы моей дочери» [307], с. 454—455.

Эти свидетельства весьма интересны. Во-первых, мы видим, что некоторые старинные авторы путали Ирода I (казнившего Иоанна Крестителя) с Иродом II (современником Пилата и взрослого Иисуса). Это обстоятельство мы уже неоднократно обнаруживали.

Рис. 2.98. Офелия. Картина Редгрева (Redgrave). Взято из [971], т. 3, вклейка между с. 132—133

Во-вторых, четко сказано, что Прокла, жена Пилата, уверовала в Иисуса и поклонялась ему.

Рис. 2.99. Офелия. Картина А.Д. Литовченки. Собрание С.С. Зиновьева в С.-Петербурге. Взято из [971], т. 3, вклейка между с. 132—133

В-третьих, налицо путаница между Проклой и дочерью царя Ирода. Выясняется, что дочь Ирода УТОНУЛА в пруду, причем эта смерть была наказанием отцу за казнь Иоанна Крестителя. Вероятно, эти сведения и дали вклад в шекспировский образ Офелии: она, дескать, любила Гамлета (Христа) и утонула в реке или пруду «из-за Гамлета (Христа)». Мы уже видели, что иногда путали Иоанна Крестителя с Иисусом.

Собирая воедино перечисленные сведения, мы обнаруживаем неплохой параллелизм истории Проклы (жены Понтия Пилата) + Иродиады (дочери царя Ирода) — с историей несчастной Офелии (дочери Полония).

Рис. 2.100. Офелия (то есть Прочла, жена Понтия Пилата). Картина Милеза (Sir John Everetti Millais, 1829—1896). Взято из [971], т. 3, вклейка между с. 132—133

На рис. 2.90—2.100, мы приводим некоторые из многочисленных картин и иллюстраций к шекспировскому повествованию об Офелии (в целях экономии места мы воспроизводим не все такие картины, представленные в издании [971]). Теперь мы начинаем понимать, почему образ Офелии вызывал столь повышенное внимание со стороны художников, комментаторов и т. д. Дело в том, что на первых порах люди еще помнили, хотя все более и более смутно, что в образе Офелии на самом деле представлена христианская святая Прокла — жена Понтия Пилата. Потом об этом стали забывать и, наконец, забыли. Поздние светские художники, сами того уже не осознавая, в действительности активно иллюстрировали старинный евангельский сюжет, но подвергшийся сильным искажениям.

Кстати, по Шекспиру, Офелия «стала безумной». Но Грамматик ничего об этом не говорит. Напротив, он описывает Офелию как вполне разумную и деловую женщину. Возникает резонный вопрос: почему Шекспир решил, что Офелия «сошла с ума»? Точно ответить мы, конечно, не можем, однако гипотезу выскажем. Скорее всего, причина по-прежнему в том, что Шекспир или его редактор создавали анти-Евангелие. Офелия-Прокла, бывшая «язычница», неожиданно уверовавшая в Гамлета-Христа, должна была восприниматься некоторыми, скептически настроенными людьми, как «безумная». Такой ее и представил Шекспир. Вместо святой Проклы, уважительно канонизированной христианской церковью, на страницах трагедии появилась очень привлекательная и чистая, но все-таки «свихнувшаяся» девушка Офелия. Как, дескать, жаль... Западно-европейские реформаторы исподтишка ухмылялись над образом христианской святой. Отметим, что нам неизвестны какие-либо иконописные христианские изображения Проклы. Остались лишь вот такие светские, слегка завуалированные, «реформаторские картины» об Офелии. Причем в большом количестве.