Счетчики






Яндекс.Метрика

Отражения

Повторим кратко некоторые узловые моменты трагедии, чтобы более наглядно выявить ее структуру.

Четыре персонажа — старый Гамлет, Клавдий, молодой Фортинбрас и Лаэрт становятся отражениями Гамлета, его двойниками.

В роли убийцы его двойниками выступают старый Гамлет (убийца старого Фортинбраса) и Клавдий (убийца старого Гамлета), а в роли мстящего сына — молодой Фортинбрас и Лаэрт.

Гамлет совмещает в себе обе роли: убийцы отца (он убивает отца Лаэрта — Полония) и мстящего сына (мстит Клавдию за убийство своего отца — старого Гамлета).

Гамлет оказывается двойником старого Гамлета, поскольку тоже становится убийцей отца Лаэрта.

С Гамлетом-отцом его сближает и то обстоятельство, что действия как того, так и другого связаны не с внутренними субъективными мотивами, а продиктованы объективным ходом событий.

Однако если действия старого Гамлета объяснимы мотивами рыцарской чести — он убивает старого Фортинбраса в открытом поединке, а действия Клавдия связаны с преступным желанием завладеть «венцом и королевой» путем тайного, злодейского отравления своего брата, то действия молодого Гамлета в момент убийства Полония оказываются следствием трагической ошибки.

Но в ошибке Гамлета есть свой метод. Он ошибается на пути к мести.

Как убийца, Гамлет выступает и в роли двойника Клавдия, одержимого желанием во что бы то ни стало завладеть «венцом и королевой» и с этой целью совершает тайное, злодейское убийство отца Гамлета.

Убийство Гамлетом отца Лаэрта становится следствием его тайной одержимости исполнить обещание, данное Призраку, — «отмстить за подлое убийство».

Как мстящий сын, Гамлет — двойник молодого Фортинбраса.

Но если мотивом действий последнего служит стремление во что бы то ни стаю вернуть утерянные его отцом земли и он открыто выступает с войском, то действиями Гамлета руководит не только стремление отомстить за смерть отца, но и нечто другое, что, например, мешает ему осуществить свою месть во время молитвы:

Гамлет

...В душевном очищенье,
Когда он в путь снаряжен и готов.

(III, 3)

Гамлет точно знает момент мести:

Когда он будет пьян, или во гневе,
Иль в кровосмесных наслажденьях ложа;
В кощунстве, за игрой, за чем-нибудь,
В чем нет добра.

(III, 3)

Здесь Гамлет излагает свой сценарий будущей мести, которая должна настигнуть короля, «когда он будет пьян» (when he is drunk) и «за игрой» (at gaming). Все именно так и происходит: Гамлет убивает Клавдия, когда тот наблюдает «за игрой» (ведь поединок Гамлета с Лаэртом — театральная игра, задуманная королем) и «когда он пьян» («Король пьет за здравье Гамлета»).

Слова Гамлета, обращенные к Призраку: «О, вещая моя душа!» — определяют суть образа Гамлета — поэтический дар его «провидческой души» (prophetic soul).

Двойником Гамлета в роли мстящего сына выступает и Лаэрт. Но и здесь мы видим, что действия Гамлета и Лаэрта мотивированы по-разному. Лаэрт при первой же возможности осуществить месть готов пойти на что угодно — на тайную интригу, на подлое убийство. Это месть — любой ценой, во что бы то ни стало.

Гамлет же, который не раз имеет возможность отомстить Клавдию, не делает этого, он «бездействует». В отличие от Лаэрта, им движет не слепая месть, а «провидческая душа».

Итак, у Гамлета в трагедии две пары двойников: с одной стороны, в роли убийцы чужого отца он оказывается двойником старого Гамлета и Клавдия, с другой — его двойниками в роли мстящего сына выступают молодой Фортинбрас и Лаэрт.

При этом если мотив поведения каждого персонажа-двойника Гамлета в параллельной ситуации однозначно определен, то мотив принца далеко не столь очевиден.

Отношения «двойничества» между персонажами трагедии образуют интересную структуру, связанную с двумя смысловыми оппозициями:

Оппозиция «убийство — месть»

Уже в самом лейтмотивном сюжете пьесы мы находим оппозицию «убийства-мести», а тем самым — противопоставление персонажа, совершающего убийство, и персонажа, осуществляющего месть.

Старый Гамлет и Клавдий, будучи двойниками по линии убийства, противостоят в этой группе четырех двойников Гамлета молодому Фортинбрасу и Лаэрту, которые, в свою очередь, выступают двойниками по линии мести.

Оппозиция «открытого — тайного» образа действия.

Старый Гамлет действует открыто. Он убивает старого Фортинбраса в честном рыцарском поединке.

Клавдий действует тайно. Он убивает спящего в саду старого Гамлета с помощью яда.

Молодой Фортинбрас действует открыто. Он не скрывает своих претензий на утраченные его отцом земли.

Лаэрт действует тайно. Во время поединка с Гамлетом он пускает в ход отравленную, заточенную и смазанную ядом рапиру.

Таким образом, старый Гамлет и молодой Фортинбрас — двойники по линии открытого образа действий — противопоставлены Клавдию и Лаэрту — двойникам по линии тайного образа действий.