Счетчики






Яндекс.Метрика

Мышь не шевельнулась

Примером реплики, представляющей собой обратную метафору или скрытое предвестие, может служить вопрос, поставленный в начале трагедии: «Кто здесь?»

В ближайшем контексте этот вопрос Бернардо имеет прямой смысл: кто идет — враг или друг державы? В контексте всей пьесы неявный, образный смысл этой реплики — иной: «Кто есть Призрак?».

«Дух отца или дьявол?» — это вопрос, ответ на который Гамлет ищет на протяжении всего действия.

Иногда слова или реплики, встречающиеся в их обычном, прямом значении, еще не метафоры, но уже находятся на пути к тому, чтобы стать таковыми.

Одна из главных тем событийного уровня трагедии — попадание в собственную мышеловку — задается не явно, а обратной метафорой в реплике Франсиско: «Мышь не шевельнулась» (I, 1). В ближайшем контексте это означает: «Все тихо, все спокойно, мышь не шевельнулась». В контексте же всей пьесы реплика Франсиско имеет скрытую образно-смысловую связь с той сценой, где Полоний, спрятавшийся за ковром и подслушивающий разговор Гамлета с Гертрудой, шевелится и оказывается «крысой», попавшей в собственную мышеловку. Иначе говоря, реплика Франсиско на самом деле является скрытой или обратной метафорой смерти Полония. Отметим также и реплику Гамлета, мимоходом брошенную Гертруде в сцене убийства Полония: «Пусть вас король к себе в постель заманит; щипнет за щечку, мышкой назовет» (III, 4). Она тоже представляет собой обратную метафору: Гертруда действительно оказывается «мышкой», которая попадает в «мышеловку», поставленную Клавдием для Гамлета, когда выпивает отравленное вино, предназначенное ее сыну.

Театр — главная обратная метафора трагедии.

Наиболее ярким примером превращения целой сцены в обратную метафору служит «Мышеловка».

С одной стороны, представление (убийство короля его племянником Луцианом) имеет прямой смысл — как попытка Гамлета установить виновность Клавдия в убийстве своего отца.

С другой стороны, эта сцена есть скрытая обратная метафора — как формула дальнейших событий: сначала убийства Гамлетом отца Лаэрта — Полония, а затем и убийства племянником, тем же Гамлетом, короля Клавдия.

В том же смысле поставленный Клавдием «спектакль в спектакле» — «дуэль» Гамлета с Лаэртом, сюжет которого — месть сына за убийство отца, — тоже обратная метафора. Скрытый смысл «Дуэли» обнаруживается лишь тогда, когда сам Клавдий становится жертвой мстящего сына, т. е. попадает в собственную «мышеловку».

Обратную метафору можно определить, таким образом, как факт, метафорический смысл которого возникает postfactum.