Счетчики






Яндекс.Метрика

Часть 3. Одушевляя неодушевленное

Гомер часто пользовался метафорой, одушевляя неодушевленное.

Аристотель. Риторика

Великие художники весьма часто прячут от зрителя или читателя те приемы, которыми они пользуются при создании своего произведения.

Приемы Шекспира подчас завуалированы настолько мастерски, что и через четыреста с лишним лет продолжаются споры о том, «как сделан» «Гамлет» и в чем, так сказать, загадка его загадочности.

Действие трагедии представляет собой непрерывную череду «спектаклей в спектакле», «мышеловок». Все они — вариации одного и того же основного («лейтмотивного») сюжета: трагедии об убийстве отца и мести сына за это убийство.

Каждый из этих «спектаклей в спектакле» — предвестие судьбы самого персонажа-постановщика, скрытая метафора его будущего.

Шекспир воплощает этот сюжет не только в действиях персонажей, но параллельно разыгрывает его на метафорическом уровне.

Все темы и мотивы трагедии получают, таким образом, двойное выражение.

Филология рассматривает метафору как стилистическую фигуру, представляющую собой разновидность сравнения. Метафора, понимаемая в этом смысле, остается метафорой и вне контекста произведения.

Метафора у Шекспира, не переставая быть «поэтической фигурой», в то же время становится особым приемом, связывающим образный и событийный планы драматического произведения в единое целое. По отношению к обычной «шекспировскую» метафору можно назвать обратной.