Счетчики






Яндекс.Метрика

Черепа — куклы

Все, к чему прикасается Гамлет, обретает театральную сущность и метафорический смысл.

Могильщики выбрасывают из земли черепа (V, 1). Гамлет тут же дает этим черепам «роли»: Каина — «того, что совершил первое убийство»; политика — «человека, который готов был провести самого Господа Бога»; придворного — «который говорил: "Доброе утро, дражайший государь мой!"»; «законоведа» — «где теперь его крючки и каверзы, его казусы, его кляузы и тонкости?»; скупщика земель1 — «со всякими закладными, обязательствами, купчими».

Гамлет «репетирует» воображаемую сцену с черепом бедного Йорика: «Ступай теперь в комнату к какой-нибудь даме и скажи ей, что, хотя бы она накрасилась на целый дюйм, она все равно кончит таким лицом; посмеши ее этим».

Гамлет с черепами — это кукловод с куклами. Череп на сцене эквивалентен кукле, как и отрубленные головы в шекспировских хрониках.

Черепа — куклы «под управлением» режиссера Гамлета играют те же роли, что и персонажи трагедии. Роль Каина-братоубийцы принадлежит Клавдию, политика — Полонию, а бедного Йорика — самому Гамлету: он тоже советовал Офелии «не делать себе другое лицо».

Список «ролей» черепов совпадает со списком действующих лиц пьесы. Черепа становятся для Гамлета еще одним — инфернальным — зеркалом. Все «роли» черепов исполняет в трагедии и он сам.

Примечания

1. Любопытно, что в роли скупщика земель в жизни выступал сам Шекспир — известно, что он вкладывал деньги в недвижимость.