Счетчики






Яндекс.Метрика

Отступление третье

Моцарт и Сальери

Скрытая игра с числами есть не только у Шекспира, но и у Пушкина, который, по его собственному признанию, считал великого барда «отцом нашим» и многому учился у него. Как и Шекспир, Пушкин придумывал «дьявольские» загадки, построенные на глубоко зашифрованной числовой символике. Пушкинский Сальери говорит:

Вот яд, последний дар моей Изоры.
Осьмнадцать лет ношу его с собою...

Эти «осьмнадцать» (18) вскоре отзовутся в монологе Моцарта:

Моцарт

Недели три тому пришел я поздно
Домой. Сказали мне, что заходил
За мною кто-то. Отчего — не знаю.
Всю ночь я думал: кто бы это был?
И что ему во мне? Назавтра тот же
Зашел и не застал опять меня.
На третий день играл я на полу
С моим мальчишкой. Кликнули меня;
Я вышел. Человек, одетый в черном,
Учтиво поклонившись, заказал
Мне Requiem и скрылся. Сел я тотчас
И стал писать...

«Недели три тому» — это 21 день1. «На третий день», т. е. 3 дня спустя — а значит, 18 дней назад — «черный человек» заказал реквием.

Получается, что Моцарт 18 дней пишет, «носит в себе» реквием, музыкальное произведение о смерти.

Реквием — метафора смерти.

Сальери «осьмнадцать» (18) лет носит с собой яд Изоры, настоящую смерть.

Сальери отравляет Моцарта ядом.

Моцарт исполняет Сальери реквием — заупокойную обедню.

Напрашивается параллель с «Гамлетом».

Гамлет пишет монолог в «двенадцать или шестнадцать строк».

Клавдий задумывает поединок в «двенадцать схваток».

Монолог Гамлета — об убийстве — это произведение о «смерти». Театральный яд, которым он «отравляет» слух Клавдия.

Поединок, задуманный королем (отравленный клинок Лаэрта), — убийство Гамлета с помощью настоящего яда.

Клавдий вливает яд в ухо королю.

Гамлет «вливает» яд монолога в ухо Клавдию.

В трагедии Шекспира соперники — Гамлет и Клавдий — «драматурги».

В маленькой трагедии Пушкина соперники — Моцарт и Сальери — композиторы.

Примечания

1. Отметим также, что «21» — это «зеркальное» отражение «12», т. е. «дюжина» с переставленными цифрами. Подробнее см.: Числовой код Пушкина // Славутин Е., Пимонов В. Структура сюжета. М: ФЛИНТА: Наука, 2018.