Счетчики






Яндекс.Метрика

Двенадцать схваток

Заданная в словах Гамлета о «двенадцати или шестнадцати строках» символическая игра с числами 12 и 16 продолжается на протяжении всей пьесы.

Перед поединком Гамлета с Лаэртом придворный Озрик сообщает принцу:

Король, мой принц, поспорил, мой принц, что в двенадцать ваших схваток с ним он не опередит вас больше, чем на три удара; он ставит двенадцать против девяти...

(V, 2)

Если Гамлет собирается написать «двенадцать или шестнадцать строк», то Клавдии задумывает «двенадцать схваток» в дуэли между Гамлетом и Лаэртом.

Слова Озрика об условиях поединка считаются в шекспироведении одним из неразгаданных «темных мест».

На первый взгляд все понятно: король «бьется об заклад» (hath wagered), что в поединке, состоящем из двенадцати схваток, Лаэрт не опередит Гамлета более, чем на три результативных удара. Значит, Лаэрт будет считаться выигравшим «заклад» (wager) только при счете 8:4 в свою пользу. Если же он победит Гамлета со счетом 7:5, то разница составит лишь два очка и заклад выиграет король.

Но этот подсчет верен только в том случае, если каждая схватка будет заканчиваться результативным ударом одного из соперников. Трудность интерпретации возникает из-за слов «он ставит двенадцать против девяти».

Некоторые комментаторы полагают, что местоимение «он» здесь относится к Лаэрту, т. е. король спорит, что Лаэрт наберет максимум «двенадцать» очков, а Гамлет «девять». Это, однако, не согласуется с общим количеством схваток — «двенадцать». Вначале речь идет о двенадцати поединках, потом о двенадцати результативных ударах.

В арденском комментарии рассматриваются две версии: либо мы имеем дело с текстуальной ошибкой, либо Шекспир не сказал, что он имел в виду. Какие только арифметические манипуляции с числами 3, 9 и 12 не предлагались шекспироведами в попытке объяснить это противоречие. Наконец, все свалили на бездарность Озрика, который, по мнению критиков, озвучивает «нелепые и вымученные мысли и не в состоянии нормально выразить себя»1.

Если внимательно проследить за сценой поединка, то выясняется, что в словах «двенадцать против девяти» нет противоречия. Дело в том, что в одной схватке оба соперника могут нанести друг другу по результативному удару. Именно так и происходит в пьесе.

Первые две схватки выигрывает Гамлет. Поединок прерывается на третьей схватке: Лаэрт ранит Гамлета отравленной рапирой, после чего соперники меняются рапирами и Гамлет ранит Лаэрта. Таким образом, говоря формально, счет 3:1 в «пользу» Гамлета.

То есть в ходе дуэли наносятся четыре результативных удара. Три — Гамлетом и один — Лаэртом.

«Дуэль» — это «спектакль в спектакле», поставленный Клавдием для Гамлета, — так же как «Мышеловка» — это «спектакль в спектакле», поставленный Гамлетом для Клавдия.

Примечания

1. The Arden Shakespeare. Hamlet / Ed. by Harold Jenkins. L., 1982 (reprinted 2000). P. 562—563.