Поиск



Счетчики






Яндекс.Метрика

Смешение трагического с комическим

Давно была замечена — и сначала это считали едва ли не величайшим пороком Шекспира, а потом признали одним из его замечательнейших достоинств — разнообразная тональность трагедий, смешение в них трагического с комическим. Обычно у Шекспира носителями комического являются персонажи низкого звания и шуты. В «Гамлете» нет такого шута. Правда, есть третьестепенные комические фигуры Озрика и второго дворянина в начале второй сцены пятого акта. Комичен Полоний, его, наверное, играл главный комик труппы Шекспира. Все они подвергаются осмеянию и сами смешны.

Серьезное и смешное перемежается в «Гамлете», а иногда сливается. Когда Гамлет описывает королю, что все люди пища для червей, шутка оказывается одновременно угрозой противнику в той борьбе не на жизнь, а на смерть, которая происходит между ними. Шекспир строит действие так, что трагическое напряжение сменяется сценами спокойными или насмешливыми. То, что серьезное перемежается смешным, трагическое—комическим, возвышенное — повседневным и низменным, создает впечатление подлинной жизненности действия его пьес.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница