Рекомендуем

Контрактное производство косметики минимизирует риски . ООО «СТАРК» приглашает к сотрудничеству тех клиентов, которые за небольшой промежуток времени и без существенных трат хочет запустить рентабельный бизнес. Отличным шансом покорить бьюти-рынок является производство натуральной косметики под вашим брендом. Мы предлагаем выпуск продукции на контрактной основе собственного производства, которая станет настоящей находкой для вашего бизнеса.

Счетчики






Яндекс.Метрика

Розенкранц и Гильденстерн

В романе Гете «Годы учения Вильгельма Майстера», где изображается подготовка к постановке «Гамлета», один из членов труппы спрашивает, нельзя ли свести фигуры Розенкранца и Гильденстерна в один образ. Герой, выражая мнение самого Гете, решительно возражает: «То, что собою представляют и делают эти двое, не может быть изображено одним. В таких мелочах сказывается все величие Шекспира. Эти тихие повадки, эта угодливость и увертливость, это поддакивание, эта ласкательность и льстивость, это притворство, это пресмыкательство, эта всегодность и ничтожество, это истовое криводушие, эта бездарность, — как может все оно быть выражено одним человеком? Да на это потребовалась бы целая дюжина, если бы их нашлось столько; но они ведь проявляют себя лишь в обществе, они и есть общество, и Шекспир показал большую скромность и мудрость, выведя всего два подобных образца»1.

Прослеживать здесь каждый их шаг в действии пет смысла. Их поведение ясно и не нуждается в пояснениях. Отметим лишь отношение к ним Гамлета. Он сразу догадывается, зачем они к нему пожаловали. Если с Полонием Гамлет разыгрывает полное безумие, то, считая обоих студентов несколько более проницательными, он обманывает их более тонко. Играя до поры до времени роль друзей, после убийства Полония они открыто показывают себя приспешниками Клавдия и берут на себя роль стражей принца.

Своеобразный драматизм их судьбы в том, что они не знают ничего о сути происходящего, даже о том, в чем непосредственно участвуют. Им неизвестна тайна Гамлета, но они не знают и тайны короля, его истинных намерений. Даже когда их отправляют в Англию с тайным приказом короля убить принца, они этого не знают, как не знают и того, что Гамлет подменил письмо своим, в котором им вынесен смертный приговор.

Особенность положения обоих приспешников короля очень верно подметил современный английский драматург Том Стоппард, написавший пьесу «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» (1967). В ней сюжет шекспировской трагедии подан так, как видели события эти двое, участвуя в них, но ничего не понимая из того, что происходит. Идея пьесы, говоря кратко, в том, что люди современного буржуазного мира живут бессмысленно, не понимая ни себя, ни других, являясь игрушками в руках недоступных их пониманию сил, решающих их судьбу. Такими они предстают и в трагедии Шекспира. Добровольные слуги зла, они гибнут, подобно Полонию, попав под удар одного из двух могучих противников.

Примечания

1. Гете И. — В. Собр. соч., т. 7. — С. 245.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница