Поиск



Счетчики






Яндекс.Метрика

Время действия в «Гамлете»

Длительность действия в пьесах Шекспира была различной — от нескольких лет, как, например, в «Зимней сказке», где между начальными тремя актами и финальными четвертым и пятым проходит шестнадцать лет, до одних суток, как в «Буре».

А сколько времени занимают события в «Гамлете»? Анализ действия и реплик персонажей показал следующее.

Первая сцена первого акта начинается около полуночи, когда появляется Призрак, и заканчивается на рассвете.

Вторая сцена — во дворце — происходит утром или в середине дня.

Третья — проводы Лаэрта — во второй половине того же дня. Таким образом I, 1—3 охватывают одни сутки.

Четвертая и пятая сцены первого акта происходят в полночь, когда Гамлет встречается с Призраком. С первым проблеском зари, когда поет петух, этот эпизод заканчивается.

Эти двое суток приходятся на месяц март.

Затем наступает перерыв, длящийся два месяца, и новые сцены пьесы происходят в мае.

Отправка Рейнальдо во Францию, рассказ Офелии о сумасшествии Гамлета, возвращение послов из Норвегии, сообщение Полония королю о причине безумства принца, прибытие в Данию Розенкранца и Гильденстерна, их встреча с Гамлетом, заезд бродячих актеров в Эльсинор — все это происходит в один день (II, 1—2).

Следующие сутки наступают сразу, без перерыва. Они тоже наполнены событиями: встреча Гамлета с Офелией, поучение Гамлета актерам перед спектаклем, представление «Убийства Гонзаго», молитва короля и отказ Гамлета убить его в этот момент, беседа принца с матерью, убийство Полония, розыски его тела, арест Гамлета и решение короля отправить его в Англию занимают четыре сцены третьего акта и первые три сцены четвертого акта.

Отплытие Гамлета в Англию происходит, по-видимому, на следующий день, пятый по счету.

Длительность нового перерыва в действии трудно определить. В течение его до Франции доходит весть о смерти Полония, Лаэрт возвращается в Данию, а Гамлет, плывший в Англию, сталкивается с пиратами, которые помогают ему вернуться в Эльсинор. Заключительные события занимают два дня.

В течение шестого дня (IV, 5—7) происходит следующее: безумие Офелии, штурм дворца Лаэртом, сообщение моряков о возвращении Гамлета в Данию, сговор Клавдия с Лаэртом против принца, смерть Офелии.

Седьмой день — события на кладбище: беседа Гамлета с Первым могильщиком, похороны Офелии, стычка принца с Лаэртом (V, 1).

Трудно сказать, сколько времени проходит между первой и второй сценой пятого акта. Долгого перерыва между ними нет. Но едва ли придворное развлечение — «дружеский» поединок между Лаэртом и Гамлетом происходит сразу после дня похорон. Вероятно, прошло несколько дней, прежде чем снят был траур по Офелии.

Как определили время года, когда происходят события? По цветам, которые собрала Офелия. Нашлись исследователи, давшие себе труд установить, что время цветения укропа, руты, «травы благодати», фиалок и других упоминаемых ею цветов приходится на конец мая — начало июня. Ива, с которой Офелия упала в воду, уже была покрыта листвой, и это указывает на то же время года. Отсюда производится отсчет назад и устанавливается, когда появился Призрак.

Далее в тексте содержатся такие данные о времени. Вначале Гамлет говорит, что его отец умер «два месяца» назад (I, 2, 138). По его же словам, Гертруда недолго носила траур и уже через месяц, даже, по-видимому, неполный (I, 2, 147), — может быть, февраль? — уже венчалась с новым королем.

Во время представления «мышеловки» Гамлет, притворяясь безумным, говорит Офелии: «Вот посмотрите, как радостно смотрит моя мать, а нет и двух часов, как умер мой отец» (III, 2, 133—135). Офелия возражает: «Нет, тому уже дважды два месяца...» (III, 2, 136).

Если все это так и безумие Офелии происходит в конце мая, а Призрак появляется в марте, через два месяца после кончины короля, то возникает вопрос: когда отравил его Клавдий? По счету времени, вытекающему из известных нам обстоятельств, выходит, что злодейство было совершено в январе. Но от Призрака мы слышим, что оно произошло, когда он «спал в саду» (I, 5, 59). В такое время года не спят в саду.

Можно было бы умолчать об этом, и читатель не заметил бы нескладицы, как не обращает на нее внимания и зритель. Но мы остановились на этом с умыслом.

Давно уже было замечено, что в ряде пьес Шекспира есть двойной счет времени. С одной стороны, очевидно, что изображаемые события занимают достаточно долгое время — месяцы, годы; с другой — действие пьес происходит так стремительно, что мы не успеваем вести счет времени и нам кажется, что оно идет не-прерывно или почти без пауз. Точности и полной согласованности времени у Шекспира нет. Чем же объясняются подобного рода небрежности, будет сказано дальше.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница