Счетчики






Яндекс.Метрика

Ступай в монастырь

Лежит ли в истоке психоанализа единственно лишь рассказ о бесконечных отце- и детоубийстве? А как же любовь? Не найдется ли еще и истории об инцестуозной страсти и непотребной любви? В 1912 году в качестве второй части серии эссе, названной «Доклады о психологии любви», Фрейд написал выдающуюся статью, озаглавленную им «О всеобщей склонности к унижению в любовной сфере». В этой работе он пытается четко сформулировать представления о феномене внутреннего препятствия, Гамлетовой задержки, служащей помехой на пути любого сознательного намерения и которую он возводит в ранг всеобщей под именем «психической импотенции». В самых крайних случаях мы говорим буквально об импотенции половой, но Фрейд обобщает и до более широкого порядка явлений культуры. Как он предполагает, причиной этого препятствия служит непреодоленная инцестуозная фиксация. Он также показывает, что попытки преодолеть, разорвать эту связь приводят к распаду объекта любви.

Что получается в результате любовного унижения? Получается расщепление объекта. Вследствие этого любовь переносится на сверхценный инцестуозный объект и его заместителей, тогда как сексуальность и чувственность свободно выражаются только к объекту, который презирается. Именно благодаря этому «отрицанию» в отношении к инцестуозным заместителям стремление к собственным удовольствиям может быть выражено свободно, особенно в отсутствие у субъекта чувства, что он осуждаем или связан обязательствами. Противоположность священного и мирского служит выражением такого расщепления, равно как и противоположность девственницы и шлюхи или хорошей жены и плохой служанки. Необходимо сказать, что у Фрейда это описание является в основном описанием мужской сексуальности. В то время как Фрейд в какой-то момент выражает понимание к чувствам, которые испытывает женщина, когда ее партнер добивается ее, не имея за собой «полной силы», женская сексуальность остается для него чем-то мистическим. Принцессе Бонапарт он заявил: «Великим вопросом, на который никогда не было дано ответа и на который я все еще не могу ответить, несмотря на мое тридцатилетнее исследование женской души, является вопрос: "Чего хочет женщина?"»* 1.

Для Фрейда идеализация объекта любви восстанавливает нас против нашей собственной сексуальности, производя некий род застойной невротической ностальгии. «Я вас любил когда-то [iii1Л], — признается Гамлет Офелии при их первой встрече на сцене, прежде чем добавить: — Я не любил вас» [iii1Л]. И далее с этого места, пока он не узнает о ее «смерти тинистой» [iv7Р], Гамлет ни на мгновение не прекращает унижать и позорить Офелию2. Фрейд высказывает суть дела в изумительном оксюмороне в манере Шекспира: «Когда он любит, он не желает, а когда он желает, он не может любить». Определенная мера такого расщепления между любовью и желанием сопровождает все приключения эроса в условиях культуры, откуда идет и использование прилагательного «универсальный» (или, что более точно, «всеобщий») в названии работы Фрейда. Необходимо еще раз отметите: претензия приспособить силу полового инстинкта к требованиям культуры совершенно несостоятельна, а притязания женщины на любовь и желание мужчин расстраиваются физической или психической импотенцией.

То, что становится бесполезным в половом инстинкте, затем может возникнуть только в форме неудовлетворенности или импотенции, а не просто в проявлении потребности, нужды в жизни и любви. Если эрос и культура не подходят друг другу, то плата за культуру складывается из цены отказа от сексуальности, что, пожалуй, лишь в незначительной степени и с трудом облагораживается в смутном представлении о «сублимации». Она, по Фрейду, требует, чтобы мы принесли в жертву нашу конечную цель влечения, а именно: удовлетворение. И сделали это, отсрочив его. Только благодаря такой жертве мы претворим либидо в объект культурного преклонения, в более высокое культурное достижение, нежели простое половое удовлетворение. Пессимистично Фрейд говорит, что такая возможность открыта не каждому. Большинство манит унижение, защитой от чего может быть лишь плохое самочувствие или энергичное подавление чувств.

В другой раз Фрейд поднимает вопрос о любви в своем эссе 1914 года «О нарциссизме. Введение», в котором он отличает Нарциссическое желание быть любимым от другого типа любви, более близкого, вероятно, к сочетанию любви и желания. При первом типе любовь используется для того, чтобы заполнить наше собственное эго посредством любовного объекта. Эта нарциссическая любовь есть любовь к другому, взятому в качестве 1) того, что сам из себя представляет любящий субъект; 2) того, чем любящий субъект был в прошлом; 3) того, чем он хотел бы быть, и 4) другого, отличного от субъекта, но уже являющегося его, субъекта, частью. Такая любовь обеспечивает повышенную самооценку, как если бы мы были любимы нашим собственным идеалом. Наш идеал возвращается к нам в акте любви-вспышки. Для сравнения — и мы позже еще вернемся к этому — любовь, превосходящая нарциссизм, не поднимает самооценку, Она, скорее, ведет я некоей форме смиренности и к растрачиванию желания. Фрейд пишет:

Зависимость от любимого действует принижающим образом: кто влюблен — тот удручен. Кто любит, тот, так сказать, лишился части своего нарциссизма** 3.

И, как Фрейд продолжает задаваться вопросом, возможно, такая цена и лежит в сути сублимации. А если так, то дело может стоить того, чтобы ее заплатить.

Примечания

*. Ernest Jones, The Life and Work of Sigmund Freud, vol. 2 (New York: Basic Books, 1981), 421.

**. Sigmund Freud, «On Narcissism: An Introduction» in The Standard Edition of the Complete Psychological Works of Sigmund Freud, ed. James Strachey, vol. 14 (London: Hogarth, 1914), 98.

1. Джонс Э. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда. М., 1996, стр. 310.

2. Комментарий Вейнберга к переводу Каншина содержит такое замечание: «Рѣзкій тонъ Гамлета въ сценѣ съ Офеліей нѣкоторые коментаторы объясняютъ тѣмъ, что странность, принужденность поведенія дочери Полонія въ этой сценѣ наводятъ его на подозрѣніе объ участіи ея въ затѣянной противъ него интригѣ; при этомъ еще онъ подозрѣваетъ, что его подслушиваютъ Полоній, королева или король — и слова его вслѣдствіе этого обращены не столько къ ней, сколько къ этимъ подслушивателямъ и шпіонамъ».

3. Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности. Минск, 1990, стр. 123.