Счетчики






Яндекс.Метрика

Приложение 5. Еще раз о пьесах Шекспира

Обратимся еще раз к списку произведений Шекспира, чтобы задаться вопросом, а что, собственно, является их основным содержанием? К чему сводятся их сюжеты? О чем чаще всего идет речь?

Вот краткая сводка сюжетов произведений Шекспира. Возможно, кое-где нам придется повторить уже использованные формулировки фабул, особенно там, где характеристики сюжета даны через цитаты из работ шекспироведов.

Пьеса или поэма Фабула
Хроники
Сюжеты всех исторических хроник Шекспира и приписываемой ему хроники «Эдуард III» (за исключением «Короля Иоанна») представляют собой описание внутридинастической борьбы разных ветвей Плантагенетов, включая войну Алой и Белой роз. Важное место занимает также сюжет Столетней войны между Англией и Францией и обоснование прав английских королей на французский престол.
«Король Иоанн» Захват власти младшим братом покойного короля в обход его законного наследника сына.
«Эдуард III» (приписываемая) Война с шотландцами. Столетняя война (начало войны, битва при Пуатье, граждане Кале).
«Ричард II» Неправедное правление законного монарха, имеющее своим итогом его свержение. Затрагиваются вопросы божественного права короля и его определенных обязанностей по отношению к государству.
«Генрих IV», части 1 и 2 Беды, преследующие короля, свергнувшего законного монарха Ричарда II (заговоры феодалов, непутевый сын, etc.).
«Генрих V» «Патриотическая пьеса, прославляющая монархию и монарха, воинскую доблесть англичан и оправдывающая внешние завоевания» (А. Аникст). Основное содержание — эпизоды Столетней войны.
«Генрих VI», части 1, 2 и 3 «Основная идея трилогии, как и всех остальных пьес Шекспира из истории Англии, — идея необходимости национального единства, которое может быть обеспечено крепкой централизованной властью, возглавляемой королем» (А. Аникст). Столетняя война. Жанна д'Арк с точки зрения англичан того времени. Восстание Джека Кеда. Внутрианглийские смуты и слабость короля, приведшие к войне Алой и Белой роз и переходу власти от Ланкастеров к Йоркам.
«Ричард III» Захват власти младшим братом покойного короля с убийством его малолетнего уже коронованного сына и следующая за этим гражданская война.
«Генрих VIII» Отход страны от римско-католической церкви и начало Реформации в Англии. (Среди персонажей — Томас Мор.)
Трагедии
«Юлий Цезарь» Заговор и убийство тирана в Риме.
«Антоний и Клеопатра» История любви на фоне политической борьбы в Римской республике.
«Кориолан» Измена из тщеславия на фоне борьбы Рима с окрестными племенами в эпоху возвышения Рима на Аппенинском полуострове и завоевания Италии.
«Тит Андроник» Добровольный отказ от власти в пользу соперника, стремление соперника уничтожить героя и его близких, борьба между ними в форме «кровавой трагедии».
«Тимон Афинский» Разорение щедрого мецената и превращение его в мизантропа.
«Макбет» Убийство законного короля и захват власти.
«Король Лир» Раздел империи и потеря власти (сюжет восходит к Гальфриду Монмутскому).
«Отелло» Убийство из ревности на фоне борьбы Венецианской республики с турками.
«Гамлет» Убийство старшего брата младшим, женитьба на его вдове и захват власти. Месть сына убитого.
«Ромео и Джульетта» Смерть от любви на фоне противостояния двух семейств в Вероне.
«Два знатных родича» (приписываемая) «Сюжет заимствован из "Паламона и Аркита" Чосера, который в свою очередь заимствовал его из "Тезеиды" Боккаччо. Сюжет этот значительно менее изменен, чем в других шекспировских заимствованиях из Чосера» (Р. Бойл). Фабула сводится к противостоянию двух молодых людей, друзей и родственников, полюбивших одну девушку.
Комедии
Сюжеты комедии сформулировать очень сложно. Будем пользоваться для формулировок статьями А. Смирнова и А. Аникста.
«Цимбелин» В пьесе можно различить две основные темы: историю оклеветанной Имогены и судьбу двух сыновей Цимбелина, воспитанных в лесной глуши, включая счастливую встречу их с сестрой (А. Смирнов). Есть еще тема уплаты британцами дани Риму.
«Перикл» Перед нами история злоключений героя, распадающаяся на ряд отдельных, почти не связанных друг с другом эпизодов. Мы встречаем в пьесе вполне жизненные мотивы злобы, зависти, жестокости, продажности. Перикл одновременно носится по волнам житейского моря и по волнам моря настоящего, то оказываясь на гребне волны, то низвергаясь вниз (А. Аникст).
«Троил и Крессида» Комедия из времен Троянской войны.
«Буря» Буря разбивает корабль у берегов острова, где поселился изгнанный герцог Миланский с дочерью.
«Зимняя сказка» Это пьеса о зле, овладевшем душою человека, который разбил свое счастье и счастье тех, кого он больше всего любил (А. Аникст). Сказка, использующая ту же фабулу, что в «Отелло».
«Конец — делу венец»(Все хорошо, что хорошо кончается) История брака и любви бедной девушки и знатного дворянина.
«Мера за меру» Сюжет пьесы восходит к популярному в средние века и в эпоху Возрождения рассказу, весьма распространенному не только в виде устного предания, но и в новеллистической и драматической обработке. В основном он сводится к следующему: возлюбленная или сестра приговоренного к смертной казни просит у судьи о его помиловании; судья обещает исполнить ее просьбу при условии, что она за это пожертвует ему своей невинностью. Получив желанный дар. судья тем не менее велит привести приговор в исполнение; по жалобе пострадавшей правитель велит обидчику жениться на своей жертве, а после свадебного обряда казнит его (А. Смирнов). Шекспир слегка модифицировал этот сюжет.
«Укрощение строптивой» Избалованная и своенравная Катарина усмирена своим умным и ловким женихом, а затем мужем Петруччо. ...Бывшая смиренница Бьянка успела превратиться в сварливую капризницу, тогда как сама Катарина стала воплощением кротости и приветливости (А. Смирнов).
«Бесплодные усилия любви» Создание группой молодых образованных вельмож философской «академии» с полным отрешением от житейских забот и сердечных страстей (А. Смирнов) и нарушение их покоя группой девиц.
«Два веронца» Речь идет о высоких человеческих чувствах и больших нравственных ценностях — о верности в любви и дружбе (А. Аникст).
«Виндзорские насмешницы» (Веселые виндзорские кумушки) Проделки виндзорских дам, издевающихся над влюбленным Фальстафом.
«Комедия ошибок» История двух близнецов со всеми вытекающими из их сходства недоразумениями, плюс дополнительная пара двойников — слуг (из А. Смирнова).
«Много шума из ничего» История оклеветанной с помощью инсценировки любовного свидания девушки и притворной смерти ее как средства восстановления ее чести (А. Смирнов).
«Как вам это понравится» Изгнанный братом герцог проводит свои дни в идиллической обстановке... Арденского леса, куда к нему прибывают другие обиженные новым герцогом люди.
«Сон в летнюю ночь» (Сон в Иванову ночь) Бракосочетание Тезея и Ипполиты составляет обрамление всего сюжета. Второй и центральный сюжетный мотив — истории Лизандра и Гермии, Деметрия и Елены. Прежде всего возникает тема отцов и детей и вопрос о праве детей на свободный выбор спутника жизни. Еще один сюжетный мотив комедии — репетиция ремесленников (из А. Аникста).
«Венецианский купец» Историю о жестоком заимодавце, пытавшемся согласно условиям векселя вырезать фунт мяса у неисправного должника в соединении с необычным сватовством юноши, ради которого этот купец занял деньги (А. Смирнов).
«Двенадцатая ночь» По словам А. Аникста, фабула сводится к следующим составляющим: комическая путаница из-за сходства близнецов; девушка, переодетая в мужской наряд; тема обманчивости чувств; сказочная для англичан шекспировского времени Иллирия.

Поэмы

«Феникс и Голубка» На титульном листе книги говорится, что ее тема — «аллегорическое изображение подлинной любви, иллюстрируемое судьбой Феникса и Голубки».
«Венера и Адонис» Мотивы древнего предания изложены английским поэтом вольно, в соответствии с его замыслом в духе философской проблематики эпохи Возрождения (А. Аникст).
«Лукреция» Царь овладевает женой своего полководца.
«Жалобы влюбленной» Монолог соблазненной девушки.
«Страстный пилигрим» Это сборник песен, не все из которых принадлежат Шекспиру.
«Песни для музыки» Это тоже сборник.

Таким образом, как мы видим, основная тема пьес Шекспира — это захват власти, связанные с этим заговоры. Большое внимание уделяется вопросам престолонаследия, правомочности претензий того или иного персонажа на скипетр властителя.

«Трагедия, — говорил сэр Филип Сидни, — открывает самые больные раны и обнажает скрытые язвы». Именно этим и объясняется, что основной фабулой в пьесах Шекспира является тема убийства с целью захвата власти. На этот сюжет написаны «Ричард II», «Ричард III», «Макбет», «Гамлет». Тема убийства присутствует и в трагедии «Юлий Цезарь». В пьесе «Перикл» убийство намечается, но не происходит. К ним примыкают «Король Иоанн» и «Генрих VI» (там обходится без убийства). Разновидностью этого сюжета является изгнания законного государя — «Буря», «Как вам это понравится». Тема несправедливо изгнанного вельможи присутствует в «Цимбелине». Добровольный отказ от власти — «Тит Андроник», «Король Лир» (раздел империи). Теме борьбы за власть в той или иной мере посвящены «Эдуард III», «Генрих IV», «Генрих V», «Генрих VIII», «Антоний и Клеопатра» и «Кориолан».

Такой интерес к этим вопросам диктовался обстановкой в стране. «В 90-х годах уже было ясно, что "королева-девственница", последняя из Тюдоров, не оставит прямых наследников, опасность возобновления после ее смерти династических распрей и вмешательства чужеземцев в английские дела была весьма серьезной. Вопросы "законного" престолонаследия и генеалогического его обоснования (которые так утомляют современного читателя шекспировских хроник) вызывали тогда живой интерес: они переплетались с вопросами Реформации, религиозной политики, независимости Англии от Рима, с оценкой прав короля и сословий, прав народа на восстание против тирана, обретая тем самым значение всенациональное», — так пишет Л. Пинский.

Остановимся еще на одном аспекте, отмечаемом исследователями. Сравнивая хронику Д. Бейла «Король Иоанн» (кстати, первую английскую драматическую хронику — она вышла еще в начале 1530-х годов), анонимную пьесу, шедшую в лондонских театрах около 1588 года, «Смутное царствование короля Иоанна Английского» и пьесу Шекспира «Король Иоанн», Л. Пинский говорит о показательности того, что во всех из них «опущен самый важный для новейшего историка акт его царствования — дарованная Иоанном Великая хартия вольностей, которая сыграла такую роль в истории парламентского строя. Для всех трех авторов, разрабатывавших этот сюжет, парламент — учреждение, связанное с пережитками средневековой вольницы, а поэтому мало способствовавшее национальному единству. В деяниях Иоанна более значительным и драматичным представляется им то, что в сфере церковной он первый отстаивал национальную независимость». Заметим, что тема борьбы с папой за главенство над церковью присутствует также в «Генрихе VIII», а если мы посмотрим шире, то и в других пьесах той эпохи. Так, эта тема играет большую роль, к примеру, в пьесе Марло «Эдуард II».

Что касается содержания комедий, то напомним слова известного теоретика драмы Эрика Бентли: «В лучших комедиях, созданных крупнейшими мастерами, будь то Макиавелли или Джонсон, Шекспир или Мольер, мы обнаруживаем наиболее сильное и быстрое подводное течение». Этим объясняется трудность обобщения сюжетов комедий.