Счетчики






Яндекс.Метрика

12. Лев, потрясающий копьем

«Эдуард де Вер, восходящий к потомкам известного старинного рода, вел достаточно авантюристическую жизнь и получил образование и воспитание, присущее людям его класса. Блестящий ездок верхом, бакалавр Кембриджского университета, участник одной из юридических корпораций Лондона. Рано лишившийся отца, он находился под опекой лорда-казначея Уильяма Сесила, на дочери которого женился в 21 год. Путешествуя по Европе, долгое время жил в Италии, бывал в Германии, возвращаясь, оказался жертвой пиратов. Вскоре после его отъезда в путешествие его жена Анна родила ребенка, которого он, вернувшись, не признал своим. Фальшивое обвинение в неверности жены — одно из излюбленных в драмах Шекспира ("Все хорошо, что хорошо кончается", "Зимняя сказка", "Отелло").

(Здесь следует добавить, что граф Оксфорд относился к так называемым "детям государства" — то есть отпрыскам аристократических фамилий, рано осиротевших. Их брал под опеку королевский министр лорд Берли, который не только руководил английской разведкой, но и являлся попечителем-покровителем (ректором) Кембриджского университета. Поэтому упоминаемое в 124 сонете Шекспира "the child of state" — дитя государства, приобретает некий дополнительный смысл. Кроме графа Оксфорда этот статус имели Эссекс, Саутгемптон, Бедфорд, Рэтленд.)

После расставания с женой де Вер имел связь с известной дамой, друг которой нападал на придворного и даже ранил его на дуэли, что привело к многочисленным уличным схваткам между двумя семьями, пока королева не пригрозила всех посадить в тюрьму (сюжет из "Ромео и Джульетты").

Де Вер очень интересовался театром и поэзией и даже написал несколько пьес и стихов под своим собственным именем. Литераторы считают сохранившиеся произведения придворного приличными, но, конечно же, ниже уровня Шекспира. И тут открывается еще одно удивительное происшествие — назначение королевской пенсии тридцатишестилетнему де Веру, которую и выплачивали ему, ничего не требуя взамен. Известно, что после столь щедрого дара аристократ не написал больше ни одной строчки, а вот Шекспир именно в последующий период стал создавать одно за другим лучшие свои произведения. Де Вер удалился от двора, стал почти незаметным и восемнадцать лет до своей смерти провел в затворничестве. При анализе написанного Шекспиром там можно разыскать многочисленных персонажей, встречавшихся в жизни именно де Вера.

Скрывая свое авторство, придворный избегал множества неприятностей в обществе, которое хорошо его знало, а может быть, это было условием, предложенным королевой Елизаветой!.. Майкл Х. Харт считает, что собрание сочинений, отмеченное именем, ставшим всемирно известным, было ничем иным, как мистификацией семьи де Вера, решившей собрать вместе все созданное втайне от общества. К тому времени, когда сочинили первую биографию Шекспира (1709 г.), все участники этой мистификации были уже мертвы, и раскрыть игру никто не мог».

Имя Эдуарда де Вера, как основного претендента на титул создателя шекспировского наследия, получило больше всего сторонников в XX веке.

В 1920 году английский профессор Томас Луни, опубликовал, предприняв предварительно особые меры предосторожности, результаты своих длительных исследований проблемы шекспировского авторства. Изучая «Венецианского купца», Луни пришел к твердому убеждению, что автором пьесы мог быть только тот человек, который знал Италию не по чужим рассказам и книгам, а по личным впечатлениям, то есть Уильям Шекспир был в Италии. Изучение других произведений укрепило его сомнения в истинности стратфордианского евангелия.

Из биографии Эдуарда де Вера достоверно известно, что он бывал в Германии и Италии.

Но говорит ли это о чем-то определенном? Ведь в этих странах бывали и другие шекспировские современники!

...Поэзия Эдуарда де Вера, графа Оксфорда, чьи стихи несколько раз публиковались под его собственным именем, привлекла внимание Луни сходством с «Венерой и Адонисом».

Гербовый щит Оксфорда венчало изображение Льва, потрясающего сломанным копьем.

Думаем, что у нас есть основания добавить к этим скудным данным еще несколько штрихов.

Эдуард де Вер, бакалавр Кембриджского университета, учился там с 1564 по 1567 год. В шекспировское время юноши отправлялись в университет в 14 лет. После трехгодичного курса они получали степень бакалавра. Для того чтобы получить степень магистра, он должен был проучиться еще три года. Эдуард де Вер получил степень магистра в Оксфордском университете — с 1567 по 1570 год. Было ему двадцать лет. Именно тогда он, судя по всему, вернулся в Лондон и вращался в придворных кругах. Причем в самых высших эшелонах власти. Ухаживал за дочерью всесильного Уильяма Сесила (впоследствии — лорд Берли), который был не только первым министром Елизаветы Английской, ной руководителем английской разведки. Ухаживания завершились свадьбой.

Однако после свадьбы, вполне возможно что сразу же, Эдуарду де Веру пришлось из Англии уехать. Может быть, тесть услал его специально — под видом выполнения какого-то задания. Или для того, чтобы прикрыть «грех» дочери. Но все историки единодушно утверждают: вернувшись в Англию, де Вер ребенка жены Анны своим не признал. Супружество завершилось разводом. Датировать эти события мы можем 1571—1572 годом.

Известно, что в 1578 году граф Оксфорд побывал в Кембридже (ему 28 лет), где его принимали с почестями. Гэбриэл Харви в своем выступлении в Кембриджском университете превозносит литературные успехи графа, но просит его отложить на время перо и обратить свои таланты и мужество на защиту Англии от ее врагов. При этом Харви употребляет латинское выражение «vultus tela vibrat» — облик потрясающего копьем, что и есть по-английски Шекспир. Неясно, почему столь высоко оцениваются литературные победы графа — вроде бы он ничего выдающегося еще не создал. Однако спустя двадцать лет, в 1598 году, Ф. Мерес, ведший театральную летопись Англии, засвидетельствовал, что граф Оксфорд относится к лучшим английским авторам комедий. Это авторитетное свидетельство (Мерес оставил и список шекспировских пьес на 1598 год) вызывает недоумение — пьески, приписываемые графу Оксфорду, весьма и весьма заурядны. Авторитет графа Оксфорда кажется несоразмерным его реальным литературным достижениям. А если прибавить к этому, что многие писатели посвящали ему свои книги... А не менее известные Джон Лили и Энтони Манди были его секретарями... И в театральном мире граф считался покровителем Мельпомены...

При этом, расставшись с первой женой (дочерью лорда Берли) и не признав ее ребенка, он женился еще раз, имел детей законных, а также внебрачных — от любовниц.

Для тех шекспироведов, которые трактуют образы честеровского сборника исключительно плоским образом, усматривая в Духовном Браке лишь платонические отношения супружеской пары, граф Оксфорд претендентом на авторство Шекспировского проекта быть не может именно из-за огромного количества беспорядочных сексуальных связей и внушительного потомства. Кроме того, как и в случае с Шакспером, рукописей Оксфорда не осталось. Оксфордианцы предпринимали попытки отождествить ставившиеся в 1576—1590 годах пьесы («Тимон Афинский», «Тит Андроник», «Цимбелин») с шедеврами шекспировского канона, чтобы сблизить их датировку с годами жизни Оксфорда. Он умер в 1604 году... Но что делать с пьесами шекспировского канона.

в которых явно прослеживаются аллюзии с событиями 1605—1610 годов? Стратфордианцы справедливо указывают на слабость оксфордианской гипотезы. Мы — поминавшийся выше Ф. Мерес назвал в 1598 году Оксфорда лучшим из комедиографов! Но ни слова не говорил о трагедиях на тему древней истории!