Счетчики






Яндекс.Метрика

Введение

Шекспир — наиболее изученный писатель мира. Возникла целая отрасль филологии — шекспироведение, отправной точкой которого можно считать предисловие Бена Джонсона к первому собранию сочинений драматурга (фолио 1623 г.)1.

В 1709 г. появилась первая биография Шекспира Николаса Роу, предпосланная им к изданию первого в XVIII веке собрания сочинений драматурга2 и содержавшая скрупулезно собранные сведения о великом писателе (правда, многие из них оказались недостоверными). Вольтер, находясь в Англии, познакомился с творчеством Шекспира и стал первым его пропагандистом во Франции. В его библиотеке хранились издания произведений Шекспира на английском и французском языках3. Он, сам того не подозревая, заложил фундамент для возникновения культа Шекспира, охватившего во второй половине века сначала Европу, а затем и другие регионы мира4. Как потом Вольтер ни боролся с этим культом, называя Шекспира «варваром», ничего не понимавшим в правилах искусства, поколебать всеобщее увлечение английским драматургом ему не удалось. В «Предположениях об оригинальных произведениях» Э. Юнга (1759)5, в предисловии Сэмюеля Джонсона к собранию сочинений Шекспира (1765)6 как бы содержался ответ на будущие нападки Вольтера: Шекспир — гений, который сам устанавливает законы искусства, правдивость драм Шекспира искупает нарушение им «правил». На тех же основаниях с критикой «вольтерианского» взгляда на Шекспира выступила соотечественница Вольтера г-жа Е. Монтегю («Опыт о гении и сочинениях Шекспира по сравнению с греческими и французскими драматургами, с некоторыми замечаниями о неправильных взглядах г-на Вольтера», 1769).

Первой попыткой психологического истолкования характеров Шекспира стал «Опыт о драматическом характере сэра Джона Фальстафа» Мориса Моргана (1777)7. Культ Шекспира стал важной отличительной чертой культуры Германии (Лессинг, Гердер, Гёте, Шиллер). В статьях И.В. Гёте «Ко дню Шекспира» (1771), «Шекспир и несть ему конца!»8 содержались не утратившие значения до сих пор мысли о характере творчества драматурга, о структуре его произведений. В романе Гёте «Ученические годы Вильгельма Мейстера» (1795—1796) изложена одна из самых глубоких трактовок трагедии «Гамлет» и ее главного героя.

В XIX веке складывается романтическая трактовка произведений Шекспира (Ф. Шлегель, Г. В.Ф. Гегель, С. Кольридж, Ф. Стендаль, В. Гюго, Ф. Гизо и др.). Писатель рассматривается как выражение чистого типа гения (лекции Кольриджа о Шекспире), как знамя романтиков в их борьбе с классицизмом («Расин и Шекспир» Стендаля, 1823—1825; «Предисловие к "Кромвелю"» Гюго, 1827). Работы романтиков о Шекспире приобретают международную известность (не случайно в библиотеке Пушкина был французский перевод сочинения немецкого романтика Л. Тика «Шекспир и его современники»). Эволюция творчества Шекспира впервые была обнаружена и изучена в труде Г.Г. Гервинуса «Шекспир» (4 т., 1849—1850)9. В фундаментальной «Истории английской литературы» И. Тэна (5 т., 1863—1865)10 было предложено культурно-историческое истолкование творчества Шекспира, преодолевающее крайности романтической концепции. Этот труд открывает целую серию работ, в которых осуществлена позитивистская критика романтического культа Шекспира («Шекспиромания» Р. Бенедикса, 1873, и др.). Молодой Дж. Б. Шоу тоже выступил как критик Шекспира, но это скорее один из его многочисленных парадоксов. Вершиной шекспироведения XIX века стало исследование выдающегося датского литературоведа Г. Брандеса «Уильям Шекспир» (1895—1896)11.

В шекспироведении XX века выдающуюся роль сыграли труды Э.К. Чемберса12. Образы Шекспира получают определенную трактовку (нередко сопоставимую с достижениями литературоведческого анализа) в произведениях современной художественной литературы (например, трактовка Гамлета в романе А. Мердок «Черный принц»).

Основополагающими для отечественной науки о Шекспире стали отзывы А.С. Пушкина (среди них — знаменитая фраза: «Отелло от природы не ревнив — напротив: он доверчив»), В.Г. Белинского (статья «Гамлет, драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета», 1838, и др.), И.С. Тургенева (статья «Гамлет и Дон Кихот», 1860).

Основоположником русского академического шекспироведения считается Н.И. Стороженко13. Значительна деятельность С.А. Венгерова по подготовке издания полного собрания сочинений Шекспира14.

В начале XX века появляется статья Л.Н. Толстого «О Шекспире и о драме» (1903—1904), в которой русский писатель буквально ниспровергает английского драматурга с пьедестала. Среди достижений отечественной науки следует отметить возникновение шекспировского театроведения («Драма и театр эпохи Шекспира» В.К. Мюллера, 1925), выход в свет первой монографии о Шекспире («Творчество Шекспира» А.А. Смирнова), психологическое исследование произведений Шекспира («Психология искусства» Л.С. Выготского, 1925), исследование языка и стиля Шекспира (труды М.М. Морозова). Популяризации достижений шекспироведов посвящены многочисленные труды А.А. Аникста. Одно из высших достижений отечественного шекспироведения — книга Л.Е. Пинского «Шекспир: начала драматургии»15, в которой предложена концепция «магистральных сюжетов». Бесчисленные монографии, диссертации, статьи о Шекспире продолжают появляться и в последние десятилетия. Пример развития шекспироведения, при том что мы назвали лишь некоторые работы, показывает, что наши научные представления о литературе формируются благодаря исследовательской деятельности огромного числа филологов, историков культуры, которые, в свою очередь, находят опору в высказываниях выдающихся писателей, мыслителей, ценителей словесного искусства.

В 1772 г., когда к Шекспиру пришло международное признание и начал складываться культ Шекспира, английский писатель Герберт Лоуренс впервые высказал сомнение в том, что малоизвестный актер Шекспир мог написать столь великие произведения. Так возник «шекспировский вопрос», разделивший шекспироведов на стратфордианцев (сторонников признания авторства за Шекспиром, актером, родившемся в Стратфорде) и антистратфордианцев (отрицавших авторство Шекспира и называвших автором кто Френсиса Бэкона, кто аристократов — графа Рэтленда, графа Пембрука, графа Саутгемптона, графа Дерби, кто Кристофера Марло, кто даже английскую королеву Елизавету Тюдор). В настоящее время, кажется, нет ни одного видного современника Шекспира, которому не попытались приписать его произведения. Основной мотив таких поисков образно выразил еще в 1918 г. бельгийский ученый-антистратфордианец Дамблон, полагавший, что «борзая не может родиться в семье мосек», «лилия не растет на чертополохе». Но доказательства антистратфордианцев нередко поверхностны, отдают желанием сделать сенсацию. Двухсотлетний спор все более и более убеждает в принадлежности шекспировского творчества самому Шекспиру. Однако попытки разрешить «шекспировский вопрос» вовсе не бесплодны для науки: в результате об эпохе Шекспира сегодня известно больше, чем о любой другой культурной эпохе.

Примечания

1. 36 пьес Шекспира в фолио 1623 г. располагались не по хронологии написания. Этот порядок сохранен, напр., в изд.: Shakespeare W. The Complete Works / Ed. by W.J. Craig. London, 1990. P. 1—1135.

2. Shakespeare W. The Works: V. 1—6. London, 1709.

3. Библиотека Вольтера: Каталог книг / Отв. ред. М.П. Алексеев и Т.Н. Копреева, вст. ст. М.П. Алексеева. М.; Л., 1961. С. 795—796, 819.

4. См.: Державин К.Н. Вольтер. М., 1946. С. 326—334, 354—357; Сигал Н. Вольтер. Л.; М., 1959. С. 34—50, 122—128 и др.; Кагарлицкий Ю.И. Шекспир и Вольтер. М., 1980. (Из истории мировой культуры).

5. Первый пер. на рус. яз. — Юнг [Э.] Мысли Юнга об оригинальном сочинении: Пер. с франц. СПб., 1812. О Шекспире: с. 29, 71—74. Вопрос исследовался А.А. Аникстом в статье «Эдуард Юнг и его значение в истории шекспировской критики» (Шекспировские чтения: 1976. М., 1977).

6. Johnson S. Preface // Shakespeare W. Works: V. 1—8. — L., 1765; См.: Аникст А.А. Семюэл Джонсон о Шекспире // Искусство Запада. М., 1971. С. 82—134.

7. Это эссе М. Моргана сопоставлено с лекциями С.Т. Кольриджа о Шекспире в ст.: Яковлева Г.В. Кольридж и английская эстетика конца XVIII века // Вестник Ленингр. ун-та. 1974. № 20. Серия истории, яз. и лит. Вып. 4. С. 98—106.

8. Гёте И.В. Ко дню Шекспира // Гёте И.В. Собр. соч.: В 10 т. М., 1980. Т. 10. С. 261264; Его же. Шекспир и несть ему конца! // Там же. С. 306—317.

9. Русск. пер.: Гервинус Г. Шекспир: В 4 т. / 2-е изд. СПб., 1877—1878.

10. Taine H. Histoire de la littérature anglaise: T. 1—5 / 12-ème éd. Paris, 1905—1906.

11. Русск. пер.: Брандес Г. Шекспир: Жизнь и произведения. М., 1997. — (Гений в искусстве).

12. Chambers E.K. William Shakespeare: A Study of Facts and Problems: V. 1—2. Oxford, 1930.

13. Стороженко Н. Основы изучения Шекспира. М., 1902; и др. О Н.И. Стороженко см.: Корнилова Е. Первый русский шекспировед // Шекспировский сборник: 1967. М., 1969.

14. Шекспир. Полн. собр. соч.: В 5 т. / Под ред. С.А. Венгерова. СПб., 1902—1904. — (Б-ка великих писателей).

15. Пинский Л.Е. Шекспир: Начала драматургии. М., 1971.