Поиск



Счетчики






Яндекс.Метрика

Предисловие

Я давно намеревался заняться рассмотрением взглядов Шекспира, имеющих отношение к юриспруденции. Продолжительное изучение его произведений, как с эстетической, так и с юридической точки зрения, открыло мне обилие и глубину правовых идей, таившихся в уме этого гения, сумевшего проникнуть так же верно и глубоко в сокровеннейшие уголки истории права, как и во все другие области человеческого духа. Образ Шейлока, о котором в последнее время так много говорят под влиянием интересных, но неверных толкований Иеринга1, на мой взгляд, особо заслуживал вдумчивого юридического анализа.

Я поставил себе задачей изложить научным языком юридические мысли, облеченные великим драматургом в поэтическую форму, и осветить их общеисторическое значение. Поэтому и занимался отысканием у Шекспира источников для специальной истории права его времени, но старался также на основании юридических терминов, образов и сравнений, встречающихся в его произведениях, решить вопрос о его отношении к лицам судейского сословия и выяснить, насколько справедливо предположение, что Шекспир одно время состоял в корпорации адвокатов. Посему моя работа имеет мало точек соприкосновения с произведениями Кэмпбелла («Shakespeare's legal acquirements», 1859) и Растона («Shekespeare alawyer», 1858)2, занимавшихся главным образом биографической стороной творческого становления поэта. Я старался разработать стоявшие передо мной вопросы с точки зрения общеисторической эволюции права, и в этом отношении особенно интересный материал для исследований представляют «Венецианский купец» — драма долгового права и «Гамлет» — драма кровавой мести. Сложность всякого универсально-исторического исследования, обилие материала, подлежащего разработке, многосторонность эволюционного процесса — все это обусловливает несомненные затруднения, которые в то же время усиливают научный интерес к поставленной задаче.

Во многих местах мне приходилось прибегать для своих исследований к художественному анализу, что объясняется свойством материала. Художественный анализ оказался в особенности необходимым при исследовании вечной проблемы, название которой — «Гамлет», дабы пролить свет на этот своего рода сфинкс, исполненный вечной тайны человеческого духа...

Я ставил перед собой двоякую цель — хотел внести вклад в общую историю права и вместе с тем споспешествовать пониманию величайшего поэта и его творений. Пусть читатель судит, насколько мне это удалось. Я могу только уверить, что занимался этой работой с живейшим воодушевлением перед лицом ответственности за право и склоняя голову перед высоким именем поэта.

Йозеф Колер, Вюрцбург

Примечания

1. Й. Колер имеет в виду анализ фабулы «Венецианского купца», проведенный видным германским ученым-юристом Рудольфом фон Иерингом (1818—1892) в его работе «Борьба за право» (Der Kampf ums Recht, первое издание — 1872 г.). Далее в тексте своего очерка Й. Колер подробно разбирает мнение Иеринга.

2. Кэмпбелл и Растон — английские гористы XIX в. Джон Кэмпбелл (1779—1861) в 1850 г. назначен лордом — главным судьей суда королевской скамьи. Важнейшие его заслуги — проведение акта о литературной собственности (1842 г.) и законов о печати 1843 г. и 1846 г., известных под названием Lord. Campbell's Acts.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница