Поиск



Счетчики






Яндекс.Метрика

Виды трагедий Шекспира

Рассматривая все произведения Шекспира, трагические по своему характеру, можно различать среди них несколько разновидностей жанра.

Главным критерием разграничения является относительная важность государственного и индивидуального момента в общем строе драмы. Личный мотив очевиднее всего преобладает в «Отелло». Судьбы Венеции и Кипра не зависят от семейной драмы благородного мавра. В других трагедиях постоянно подчеркивается, что судьбы героев связаны с судьбами государства. Даже любовная трагедия «Ромео и Джульетта» содержит этот мотив. Причиной трагической гибели героя и героини является междоусобица; их смерть примиряет враждующие семейства и способствует восстановлению мира в веронском герцогстве. Об остальных трагедиях не приходится говорить, настолько взаимосвязаны в них личные судьбы героев с состоянием государства, в котором они занимают высочайшее положение.

Исключение составляет Тимон. Его трагедия представляет особый интерес потому, что в ней есть разграничение между государством и обществом, чего нет в других трагедиях Шекспира, где общество и государство неотделимы. В «Тимоне Афинском» конфликт происходит между частным лицом богачом Тимоном и частными лицами, пользующимися его щедростью. Тимон помогал своими богатствами и государству. В нужде он был отвергнут и государством, и частными лицами. В «Виндзорских насмешницах» столкновение между обедневшим дворянином Фальстафом и процветающими горожанами обыграно в комическом духе, без особого акцентирования сословного антагонизма. В «Тимоне Афинском» конфликт обретает четкие социальные контуры. Если «Виндзорские насмешницы» можно условно назвать буржуазной комедией, то «Тимон Афинский» — буржуазная трагедия в том смысле, что коллизия этой пьесы могла возникнуть на почве имущественно-денежных отношений. Здесь не только осуждается разлагающее влияние золота на человеческие души, но также изображена трагедия частного лица, а не короля, принца, полководца. История Алкивиада, изгнанного из Афин и возвращающегося туда с победой, составляет побочную линию фабулы, подобную истории Фортинбраса в «Гамлете».

Шекспир не отделяет человека от социального окружения, и тем не менее среди его трагедий есть такие, в которых драматический конфликт не исчерпывается противоречиями в государстве, в правящей верхушке, в царствующей семье. В некоторых трагедиях непосредственно данная в фабуле драматическая борьба сочетается с изображением сложных душевных переживаний героев и героинь. Содержание «Гамлета» не покрывается темой мести. Давно уже заметили, что трагедия интересна не внешними происшествиями, а противоречиями в сознании героя. То же самое относится к «Отелло», «Королю Лиру», «Макбету», «Антонию и Клеопатре». Но, как говорилось, глубокое внутреннее содержание трагедий до некоторой степени отвлекло внимание от фабулы и драматического действия. Для полноты восприятия необходимо учитывать все аспекты трагедии. Только так достигается правильное понимание произведения. Но именно в создании глубокого внутреннего конфликта и заключалось важнейшее художественное открытие Шекспира.

Мы не замечаем теперь вопроса о престолонаследии в «Гамлете», хотя он весьма тревожит короля; не обращаем внимания на то, что Лир раздробил единое государство, создав предпосылки для междоусобий. Для нас главное — в философском и психологическом смысле трагедий датского принца и британского короля.

Сравнивая трагедии с хрониками, мы вправе сказать, что ранние пьесы по преимуществу выдвигали на первый план проблемы государственные, а личное в них занимало второстепенное место; в годы зрелости Шекспир создает трагедии, в которых вопросы жизни в целом, нравственные проблемы, противоречия душевного мира, борьба разума и чувства выдвигаются на первый план. Однако и между зрелыми трагедиями Шекспира есть различия. В «Гамлете», «Отелло», «Короле Лире», «Макбете» люди, находящиеся на вершине общественной пирамиды, озабочены не государственными вопросами, а тем, что происходит с ними самими. В «Юлии Цезаре», «Антонии и Клеопатре», «Кориолане» переживания героев непосредственно связаны с заботами о состоянии государства и их личного положения в нем. Здесь государственно-политическая проблема становится личным вопросом. В этом отношении римские трагедии имеют много общего с хрониками. Различие, однако, состоит в том, что в них глубже, чем в хрониках, затронуты переживания героев.

В хрониках пружиной конфликтов служит борьба между феодальным сепаратизмом и монархической централизацией, но участники междоусобиц выступают не как выразители политических принципов: каждый борется за свои личные или династические интересы. В «Юлии Цезаре» и «Кориолане» ставится вопрос о принципе государственного строя. Брут выступает врагом единоличной диктатуры, Кориолан, наоборот, противник демократии; в борьбе, происходящей в обеих трагедиях, отдельные участники имеют свои корыстные или индивидуальные интересы, но эти два героя бескорыстны, они борются и погибают во имя принципа, причем каждый из них переживает драму, в которой идея приходит в столкновение с личным чувством.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница