Поиск



Счетчики






Яндекс.Метрика

Хроники: цикл или пьеса?

В итоге деятельности Шекспира его драмы из истории Англии сложились в два цикла: ранний последовательно охватывает события войн Алой и Белой Роз — три части «Генри VI» и «Ричард III»; в зрелый период Шекспир создал тетралогию о возвышении ланкастерской династии — «Ричард II», две части «Генри IV» и «Генри V». Вне циклов остались две пьесы — «Король Джон» и «Генри VIII». В целом же оказалось, что Шекспир создал драматическую эпопею истории Англии, и редакторы первого собрания сочинений Шекспира подчеркнули это, выделив хроники в особый раздел. Они расположили пьесы в порядке, соответствующем исторической хронологии: «Король Джон», «Ричард II», «Генри IV», «Генри V», «Генри VI», «Ричард III», «Генри VIII».

Прочитанные в таком порядке, пьесы дают связное представление о целой полосе в истории Англии. Правда, в начале и конце в этом ряду находятся пьесы, стоящие несколько особняком, но от «Ричарда II» до «Ричарда III» в пьесах охвачена непрерывная цепь событий. Восемь пьес дают единую картину истории Англии почти за целое столетие — с конца XIV века по 1485 год. Этот цикл начинается низложением Ричарда II, изображает беспокойную эпоху, которая завершается падением Ричарда III и установлением династии Тюдоров.

Исследователи Шекспира обнаружили в пьесах-хрониках единство идей и стали говорить о том, что драмы из истории Англии образуют некое целое. С несомненностью в них проводится идея необходимости внутреннего единства страны, принцип служения короля государству и все другие положения политической теории, которые совпадают с учением гуманистов.

Если разбить эти пьесы на группы, то обнаружится, что в каждой из них имеется также некая объединяющая идея. Отдельную группу составляют первая и последняя хроники Шекспира — «Король Джон» и «Генри VIII». В них драматический конфликт внутри страны связан с борьбой против политического господства римско-католической церкви. Вторая группа пьес — «Генри VI» и «Ричард III» — составляет тетралогию о распаде государственного единства из-за разгула хищнического властолюбия и господства силы над правом. Третья группа — тетралогия «Ричард II», «Генри IV» и «Генри V» — указывает путь от анархии к государственному единству.

Даже при рассмотрении пьес в таком общем виде обнаруживается, что ход мысли художника не совпадает с исторической хронологией. Тетралогия, посвященная возвышению ланкастерской династии, была написана после той, которая изображает ее падение. Логика мысли художника вступила в противоречие с историей. Здесь не место разбирать, почему Шекспир написал раньше о войнах Алой и Белой Роз, а потом о Генри IV и Генри V. С нас достаточно самого факта. Уже из этого очевидно, что Шекспир не сразу задумал весь ряд хроник. Более того — даже в пределах одной группы пьес порядок написания не был хронологически последовательным. В первой тетралогии последовательность написания была такой: вторая часть «Генри VI», третья часть «Генри VI», первая часть «Генри VI», «Ричард III».

Вначале у Шекспира не была замысла создать серию пьес. Трилогия, а затем тетралогия сложилась как бы сама собой. Творческая история цикла устанавливается без труда. В поисках выигрышного сюжета молодой драматург убеждается, что история войн Алой и Белой Роз содержит готовые конфликтные ситуации. Успех первой пьесы (той, которая теперь составляет вторую часть трилогии «Генри VI») вдохновил Шекспира продолжить разработку найденной им драматической «жилы». Пронумеруем пьесы в порядке исторической хронологии; Шекспир написал их в такой последовательности (или непоследовательности): 2—3—1—4, то есть сначала середину исторического сюжета, потом его начало и затем — конец. Если бы дальнейшие разыскания в области шекспировской хронологии открыли нам, что первая часть была написана позднее остальных, в этом не было бы ничего удивительного.

Вторую тетралогию Шекспир создал в порядке, соответствующем исторической хронологии. Сначала — «Ричард II», затем — первая часть «Генри IV». Однако не ясно, сразу ли задумал Шекспир пьесу в двух частях или первоначально намеревался ограничиться одной. Ведь не исключено, что вторую часть «Генри IV» он написал из-за необыкновенного успеха Фальстафа1. Композиция действия второй части повторяет композицию первой: и здесь, и там сначала принц бесчинствует в сообществе с Фальстафом и его компанией, потом, когда стране угрожает опасность баронского мятежа, он одумывается и сражается за интересы династии, проявляя чудеса храбрости. Различие возникает лишь в финале, когда молодой Генри становится королем.

Вместе с тем надо отметить, что в тексте каждой из пьес, которая имеет продолжение, подготавливается возможность дальнейших событий. Так, в первой части «Генри VI», начинающейся в то время, когда король был еще юнцом, опекаемым дядями, в конце вдруг происходит скачок во времени, и Генри посылает Сэффолка свататься к Маргарите. Во второй части Маргарита играет важную роль в борьбе враждующих династий Йорк и Ланкастер. Вторая часть трилогии заканчивается известием о том, что после поражения Генри VI бежал в Лондон. Партия Белой Розы собирается преследовать его вплоть до самой столицы. «Гремите, трубы! В Лондон поспешим!» — восклицает Уорик — «делатель королей», и на этом пьеса заканчивается. Третья часть начинается со встречи двух враждующих династий в Вестминстерском дворце. В конце третьей части вырисовывается зловещая фигура младшего из сыновей герцога Йорка — Ричарда Глостера, который уже в этой хронике дает себе такую же характеристику, с которой начинается следующая пьеса — «Ричард III» (ЗГVI, V, 6, 78).

В «Ричарде II» Болингброк, став королем, сетует на то, что его сын шляется по кабакам, в чем он усматривает «божью кару» (V, 3, 1). Уже в начале первой части «Генри IV» король повторяет жалобы на беспутство сына и вторая сцена пьесы в трактире «Кабанья голова» иллюстрирует это. Первая часть заканчивается словами короля, грозящего продолжать борьбу против мятежников до полного их истребления. Во второй части изображается новый мятеж и показано подавление его.

В конце второй части появляется актер, произносящий эпилог, и обещает показать дальнейшие приключения сэра Джона Фальстафа, а также Екатерину Французскую, то есть пьесу о «Генри V». Обещание было выполнено только наполовину. Фальстаф не появился в «Генри V», зато французской принцессе было посвящено несколько забавных сцен.

Таким образом, в пьесах есть конкретные указания на то, что между ними существует не только идейная, но и сюжетная связь. История показана Шекспиром в движении, и нам, когда мы читаем его пьесы подряд, это особенно заметно.

А как обстояло дело в эпоху Шекспира? Знали ли его современники, что драматург создает для них огромное полотно исторической жизни страны? Пьесы писались на протяжении длительного времени. Три части «Генри VI» и «Ричард III» появились на сцене в 1590—1594 годы. «Ричард II», «Генри IV» и «Генри V» — в 1596—1599 годы. «Генри VIII» создан через тринадцать-четырнадцать лет спустя после «Генри V».

Старые пьесы редко возобновлялись. Так, например, когда в 1601 году заговорщики графа Эссекса просили труппу Шекспира поставить «Ричарда II», актеры сначала отказывались, ссылаясь на то, что пьеса очень старая, — а она была поставлена впервые в сезоне 1595—1596 годов.

Исторические пьесы Шекспира не воспринимались современниками как цельный цикл, состоящий из отдельных частей. Впервые их цикличность обнаружилась лишь после смерти Шекспира, когда Хеминг и Кондел собрали все хроники в один раздел изданного ими фолианта.

Шекспир писал пьесу за пьесой, а зрители смотрели его хроники вперемежку с историческими драмами других авторов. У Шекспира между «Королем Джоном» и «Ричардом II» большой пробел в истории. Его заполняют пьесы других драматургов. «Ричард II» изображает конец царствования этого короля, начало же показано в анонимной пьесе «Вудсток».

Можно допустить с большой долей достоверности, что зрители воспринимали как целое две пьесы. Не сохранилось сведений о репертуаре труппы Шекспира, но известно, как строился репертуар соперничавшей труппы лорда-адмирала. Там играли, например, пьесы в двух частях «Испанская трагедия». (Кстати сказать, первая была написана после второй.) В дневнике антрепренера труппы Филиппа Хенсло можно прочитать, что один день играли первую часть, а на следующий — вторую. Иногда случалось, что играли только одну вторую, то есть прославленную трагедию Томаса Кида. (Неизвестно, он ли написал первую часть, или кто-то другой.) Исходя из этого, можно предположить, что подряд исполнялись вторая и третья части «Генри VI». Но первая часть трилогии исполнялась отдельно от двух следующих. Об этом мы знаем точно, так как она шла в труппе Хенсло и в счетных книгах этого антрепренера зарегистрированы даты спектаклей данной хроники. Вероятно, две части «Генри IV» тоже исполнялись подряд — два дня.

Все это рассуждение ведется к тому, чтобы выдвинуть простую мысль. Для тех, кто изучает политическое мышление Шекспира, вероятно, естественно рассматривать все пьесы в целом, с тем условием, однако, что группы пьес изучаются в той последовательности, в какой они были созданы Шекспиром. Но если мы хотим понять художественную сторону драматургии Шекспира, то каждую пьесу следует рассматривать отдельно. Поскольку Шекспир писал для сцены, он всегда рассчитывал на зрительское восприятие спектакля. Каждая пьеса поэтому драматургически завершена. Но при этом четыре пьесы попарно более тесно связаны между собой, чем другие. Это — вторая и третья части «Генри VI». В первопечатных изданиях они именовались «Первая часть Распри между славными династиями Йорк и Ланкастер» и «Правдивая трагедия Ричарда, герцога Йоркского». Но уже название ранней пьесы, «Первая часть Распри...», указывало на то, что за ней должна следовать вторая часть. А в подробном заглавии «Правдивой истории Ричарда, герцога Йоркского» указывалось, что пьеса завершает «Распрю между двумя династиями Йорк и Ланкастер». Наконец, в 1619 году обе пьесы были изданы вместе, под общим названием: «Полная Распря между двумя славными династиями Ланкастер и Йорк».

Первая часть «Генри IV» появилась в печати в 1598 году. Здесь не указывалось, что это часть пьесы. Зато продолжение вышло два года спустя с обозначением на титульном листе: «Вторая часть «Генри IV». Таким образом, уже в сознании современников эти пьесы сочетались как части дилогии. Но, повторяю, на сцене они вполне смотрелись каждая самостоятельно, хотя сюжетная близость их сознавалась. Их можно рассматривать как две серии одного развивающегося сюжета, каждая часть которого имеет драматическую завершенность.

Примечания

1. Предположение, высказанное С.F. Tucker Brooke (Tudor Drama. L., 1911, p. 333). Таково же мнение советского исследователя: «В пользу того, что и первая и вторая части «Генриха IV» являются самостоятельными драматическими полотнами, говорит и практика театра». Ю. Шведов. Исторические хроники Шекспира. М., Изд. Московского университета, 1964, стр. 127.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница