Рекомендуем

грузовые прицепы автомобильные

пиявка медицинская купить, укус

Поиск



Счетчики






Яндекс.Метрика

Испытание любви

Важная часть жизненного опыта — испытания, через которые проходят любящие, прежде чем им удается соединиться в браке.

В этом отношении две первые комедии Шекспира отличаются от остальных. Если верить словам Адрианы, ее брак с Антифолом Эфесским был заключен по велению герцога (V, 1, 138), чью протекцию в этом деле, по-видимому, исхлопотал Антифол. Другие претенденты, не пользовавшиеся взаимностью, поступали так же — они заручались поддержкой старших. В «Укрощении строптивой» Петруччо решает жениться на Катарине, даже не повидав ее, и начинает с того, что испрашивает согласие ее отца (II, 1). Правда, он оговаривает, что надеется завоевать ее любовь, но, как мы знаем, вступает он в брак при явном сопротивлении Катарины.

В первых двух комедиях пары сначала вступают в брак, а потом приходит любовь. Начиная с «Двух веронцев», взаимная любовь является непременной предпосылкой брака. Однако одного этого недостаточно. Как говорит в «Сне в летнюю ночь» Лизандр:

Увы! Я никогда еще не слышал
И не читал — в истории ли, в сказке ль, —
Чтоб гладким был путь истинной любви.

(I, 1, 132. ТЩК)

За этим следует полный перечень помех и объяснение, в чем их ущерб для любящих. Лизандр называет препятствия, Гермия комментирует их. Лизандр называет первую причину негладкости путей любви: «разница происхожденья»; Гермия: «О горе! высшему — плениться низшей!..» Лизандр: «различие в летах»; Гермия: «О насмешка! / Быть слишком старым для невесты юной!» Лизандр: «выбор близких и друзей»; Гермия: «О мука! / Но как любить по выбору чужому?» Б заключение Лизандр называет причины, не зависящие от людей, — стихийные бедствия: «война, / Болезнь иль смерть всегда грозят любви...»

Этот диалог может служить кратким руководством к распознанию того, как драматически интерпретируется тема любви в пьесах Шекспира. Я не утверждаю, что во всех случаях это определит сущность драматического конфликта, но каждый из названных мотивов у Шекспира имеется. Разница происхождения — главный мотив в «Все хорошо, что кончается хорошо»; различие в летах — одно из обстоятельств, делающих брак Отелло и Дездемоны из ряда вон выходящим; выбор посторонних, а не самих любящих, мы уже нашли в шести пьесах; причины более широкого характера — вражда Монтекки и Капулетти и чума, помешавшая посланцу от монаха Лоренцо добраться до Ромео; в «Троиле и Крессиде» любящих разлучает война. Не попал в этот список важный для шекспировских сюжетов мотив клеветы — в «Много шума из ничего», «Отелло», «Цимбелине». Две последние пьесы не комедии. Вернемся, однако, к «чистым» комедиям.

Препятствия на пути истинной любви не исчерпываются теми, которые назвал Лизандр. В «Двух веронцах» любовь Валентина и Сильвии чуть не терпит крах из-за предательства Протея, изменившего другу, а любовь Джулии подвергается опасности из-за этой же измены. В «Венецианском купце» выбор Порцией мужа по любви исключается из-за завещания отца, предоставившего дело случаю; к счастью для Порции, правильно решает загадку о трех ларцах именно тот, кто полюбился ей. В «Бесплодных усилиях любви» наваррские вельможи должны преодолеть препятствие, которое они сами создали себе, решив дать обет не смотреть на женщин и заниматься только наукой; они легко отказываются от своего решения. В «Много шума из ничего» для Клавдио возникает препятствие — клевета на Геро. У другой пары героев препятствие, родственное тому, которое показано в «Бесплодных усилиях любви», — воля самих героя и героини: она, видите ли, терпеть не может мужчин, а он с не меньшим отвращением относится к женщинам. В «Двенадцатой ночи» Орсино не может добиться взаимности Оливии потому, что сначала она решила навсегда отказаться от любви и посвятить всю жизнь трауру по скончавшимся близким, а потом полюбила другого. Виола сама создала препятствие для своей любви, переодевшись в мужское платье, — Орсино и не видит в ней женщину.

Среди этих препятствий некоторые имеют серьезный характер: это те, которые вызваны реальными обстоятельствами, — воля родителей, клевета, социальное неравенство. Значительная часть препятствий обусловлена самими героями: их решениями, прихотями, мнениями, намерениями. К числу таких относится и препятствие, когда переодевание героини в мужское платье ставит ее в ложное положение по отношению к тому, кого она любит.

Таким образом, препятствия любви делятся на две категории — реальные и комедийные. Но и реальные подчас приобретают условный, театральный характер, а комедийные в какие-то моменты приближаются к трудностям, действительно встречающимся в жизни.

Право детей на свободу выбора спутника жизни в комедиях Шекспира всегда побеждает. В этом отношении его пьесы полно отражают один из нравственных принципов гуманизма Возрождения.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница