Рекомендуем

Все подробности шторы купить на сайте.

Поиск



Счетчики






Яндекс.Метрика

Драматическая поэма или поэтическая драма

В XVIII и XIX веках пьесы Шекспира рассматривались как драмы, в которых главное значение имели действие и характер, а поэзия служила лишь средством для выражения мыслей и чувств персонажей. Исследования в области драматической речи и поэтического языка, произведенные учеными XX века, обнаружили, что поэтическое слово у Шекспира служит не только средством речи персонажей, но имеет и другие функции. Поэзия Шекспира обращена к нам, читателям и зрителям его пьес. Она придает более глубокое значение произведению, чем то, которое можно почерпнуть из анализа действия и характеров.

Старое представление о драматургии Шекспира оказалось опрокинутым. Но, как это часто бывает, открытие новых эстетических перспектив сопровождалось тем, что некоторые критики впали в другую крайность. Начиная с 1930-х годов в шекспировской критике утвердилось направление, поставившее на первое место поэзию, а драматургию Шекспира отодвинули несколько в сторону или вовсе исключили из поля зрения. Теперь действие стали рассматривать лишь как повод для поэзии, а персонажи — как ее носителей. «Мы должны искать в пьесах не полного правдоподобия действительности, — писал Уилсон Найт, — а смотреть на каждую из них как на распространенную метафору, посредством которой видение поэта проецируется в формы, приблизительно соотносимые с действительностью, подчиняясь ей более или менее, смотря по характеру этого видения... Действующие лица являются в конечном счете не людьми, а поэтическими символами видения поэта»1.

Лайонел Чарльз Найтс также пришел к выводу, что драматическое действие и характеры Шекспира не следует рассматривать в реальном плане. Неслаженность фабулы с ее неясными мотивировками, подчас весьма непоследовательные характеры — свидетельство того, что произведения Шекспира не могут, по мнению критика, рассматриваться как драмы в точном смысле слова. «Пьеса Шекспира — это драматическая поэма, — пишет Л.Ч. Найтс... — Она использует действие, движение, мизансцены и символы, опираясь на условности, определявшие характер елизаветинской драмы. Но мы должны постоянно помнить, что ее цель передать нам богатство переживаний посредством слов — слов, употребляемых так, что без некоторой подготовки мы не сумеем теперь правильно воспринять их»...2 Зрители шекспировского театра обладали умением слушать поэзию драм и воспринимать смысл произведения через его словесную ткань.

Открытия критиков помогли оценить богатство поэтической речи, ее важные функции, но представители этого направления односторонне смотрели на Шекспира. Они были читателями, а не зрителями пьес Шекспира, слово приобрело для них первостепенное значение, и Шекспир из мастера драмы превратился в поэта.

Однако даже в пределах книжного знакомства с произведениями Шекспира это направление критики не воздает должного его пьесам как произведениям драматическим. Работы Клемена и тех, кто идет тем же путем, показывают, что есть по меньшей мере два рода поэзии в пьесах Шекспира. Часть поэтической образности выводит нас за пределы данного конкретного конфликта, и многое из того, что происходит в пьесах Шекспира, приобретает обобщенный, символический смысл. Но другие образы относятся непосредственно к данному действию, они являются поэтическим сопровождением поступков и столкновений, превращают персонажи в поэтические образы людей, наделенных огромным душевным богатством.

Пьесы Шекспира не драматические поэмы, а поэтические драмы. В них важны и действие, и характеры, и поэтическая речь, составляющие единство. Соотношение каждого из этих элементов не одинаково в пьесах. В первые годы творчества Шекспира слабее всего были развиты характеры. Поэзия нередко служила украшением, недостаточно связанным с действием. Но вскоре Шекспир добился соответствия между действием и поэзией. Одновременно он начал работать над драматическим и поэтическим обогащением человеческих фигур. Высшей зрелости его мастерство достигло в трагедиях, где синтез всех трех элементов составил кульминацию в художественном развитии драмы. Последний период деятельности Шекспира характеризуется новым сочетанием всех элементов. Если в период создания великих трагедий Шекспир в наибольшей степени осуществил то, что принято называть его поэтическим реализмом, то позднее Шекспир вновь вернулся к тому, что определяют в его творчестве как романтику. Говоря суммарно, в раннем творчестве Шекспира была полоса комедийной романтики, тогда как последний период отмечен развитием романтики драматической.

В целом же, на протяжении всей деятельности, Шекспир создавал произведения, которые в полном смысле слова были поэтическими драмами. Поэзия Шекспира родилась в театре, на сцене. Она была частью редкостного драматического искусства. Со временем в театре произошли большие перемены. Но даже они не смогли умалить силу драматизма Шекспира. Правда, произведения, первоначально предназначенные для сцены, стали жить и независимо от нее, обретя невиданную до того по размеру читательскую аудиторию. Но Шекспир-поэт не стал антиподом Шекспира-драматурга.

Примечания

1. G. Wilson Knight. The Wheel oí Fire. 4th. ed. L., 1949, p. 15.

2. L.С. Кnights. Explorations. L., 1958, p. 4.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница