Поиск



Счетчики






Яндекс.Метрика

Универсальная поэзия

В любой из старых теорий литературы можно найти указание на то, что драма есть высший род поэзии, так как она сочетает объективность эпоса с субъективностью лирики. Изображая драматические события жизни, она одновременно раскрывает духовный мир участников этих событий, разыгрывающихся на сцене, перед зрителями.

Всякой истинно художественной драме в той или иной степени присуще такое сочетание эпического и лирического — внешних событий и явлений душевной жизни в моменты наивысшего напряжения, создаваемого разного рода конфликтами. Вместе с тем мы не погрешим против истины, сказав, что единство эпического, лирического и собственно драматического начал ни у кого из драматургов не достигало той органичности, какая характерна для Шекспира.

Шекспир достиг синтеза не сразу и не во всех пьесах. Есть у него произведения, где каждое из этих начал присутствует, но синтеза нет. Такие пьесы позволяют убедиться в том, что мастерство великого драматурга возникло в процессе экспериментирования и постепенного овладения искусством построения драмы.

Шекспир экспериментировал постоянно. Поэтому задача добиться такого синтеза на новом сюжете и при новом идейно-художественном замысле вставала перед ним при работе над каждой новой пьесой. Он мог повторить отдельные сюжетные мотивы, использовать ранее найденные приемы, но замысел произведения в целом требовал новых композиционных решений. Полного успеха Шекспир достигал часто, но не всегда. Для читателя и зрителя ценны в первую очередь шедевры мастера; в процессе времени произошел отбор, и некоторые произведения Шекспира приобрели первенствующее значение. Для исследователя представляют интерес и менее совершенные творения, так как многое в них предстает более обнаженным — и идея, и элементы формы. Там, где Шекспир не полностью растворил свои идеи в образах и ситуациях, не спрятал швов, скрепляющих части драматургической композиции, легче выявить отдельные элементы его творчества.

Анализ, как известно, и состоит в разложении цельного творения на его составные части, чтобы установить принципы, побудившие художника создать именно данное сочетание этих элементов. В менее совершенных творениях каждый элемент с самого начала предстает в своем самостоятельном виде, еще не сливается с целым. Не всегда это является следствием недоработки со стороны художника. Нередко он прибегает к этому сознательно, так как обнажение приема служит весьма эффективным средством воздействия на читателя и зрителя.

Обратимся к рассмотрению поэтических элементов драматургии Шекспира.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница