Рекомендуем

Санитарно эпидемиологическое заключение стоимость список документов для получение санитарно.

Поиск



Счетчики






Яндекс.Метрика

Части пьесы и деление на акты

В изданиях, которые мы теперь читаем, пьесы Шекспира делятся на пять актов. Однако это деление было произведено не самим Шекспиром, а появилось позднее. Коротко, история вопроса такова.

Деление пьес на пять актов возникло в древнем Риме. Оно было забыто в средние века и не соблюдалось в народном театре. Итальянские гуманисты восстановили пятиактное деление в пьесах, написанных в XVI веке. Но в народном театре Италии, Франции, Германии, Испании и Англии оно не утвердилось. Но, может быть, Шекспир применял это деление независимо от обычаев народного театра?

Посмотрим сначала на то, как он писал свои пьесы.

У Шекспира действие состоит из нескольких больших событий, и каждое имеет свое собственное драматическое содержание. Отдельная часть характеризуется движением от исходной ситуации к новому положению, образующемуся в результате поступков действующих лиц. В пьесах поэтому происходит не один поворот в развитии фабулы, а несколько. Пьесы, в которой движение ограничивалось бы одним событием, как, например, в классической трагедии «Эдип-царь», у Шекспира нет.

«Зимняя сказка» может служить примером деления фабулы на две части. Первая состоит из событий, связанных с ревностью Леонта и его жестокой местью якобы изменившей жене. Эти сцены имеют единое сквозное действие» объединяющее их. В нынешних изданиях данная группа сцен охватывает первые три акта. Вторая часть пьесы происходит через шестнадцать лет. Здесь в центре действия история любви и замужества пропавшей дочери Леонта Утраты. Но с первой частью эта группа сцен связана тем, что здесь изображено раскаяние Леонта и его примирение с женой, которую считали погибшей.

В некоторых пьесах действие четко делится на две части: первая показывает возвышение, вторая — падение героя. Так обстоит дело в «Ричарде III». Первая, большая часть пьесы состоит из эпизодов, показывающих путь Ричарда к трону, что занимает три первых акта и начало четвертого. Но, начиная с четвертого акта, становится известно о мятеже Ричмонда, который завершается свержением тирана. Первые три действия «Ромео и Джульетты» показывают зарождение и расцвет их любви, четвертый и пятый акты — хитросплетение событий, обусловивших гибель прекрасной четы. В первых двух актах «Ричарда II» король находится в полной силе, в третьем — происходит поворот его судьбы, в четвертом и пятом — изображены его падение и гибель. В «Макбете» три первых акта — история возвышения героя посредством преступлений» четвертый и пятый — история возмездия, понесенного им и его женой. Счастье Отелло длится до того момента, пока Яго не отравляет его душу ревностью. Переворот происходит в душе Отелло в самой середине действия трагедии (III, 3). В «Гамлете» первая половина действия, говоря формально, строится вокруг разоблачения Клавдия. Сцена придворного спектакля — начало поворота (III, 2). После этого Клавдий и Гамлет вступают в борьбу, завершающуюся всеобщей катастрофой.

Такова одна из систем деления фабулы в пьесах Шекспира. Она не распространяется на все пьесы. Правда, при некоторых натяжках ее можно было бы попытаться сделать всеобщей, но тогда мы столкнулись бы с тем, что хотя формально деление можно произвести, оно не ощущается зрителем во время театрального представления1. Это можно сказать даже по отношению к только что названным пьесам. Очень резко ощущается поворот действия в «Ричарде II», тут он совершенно нагляден. Он заметен и в «Отелло», но в «Гамлете» менее ощутим. Вообще же говоря, столь крупное деление не отдает должного тому богатству действия, которое характерно для пьес Шекспира. Главное содержание, охарактеризованное в такой общей форме, в действительности распадается у Шекспира на несколько событий.

Действие комедии «Как вам это понравится» делится на три части. Первая содержит обстоятельства, приводящие к изгнанию Орландо и Розалинды в Арденнский лес; вторая — идиллическая жизнь в лесу; третья начинается появлением Оливера, после чего происходит благополучное решение всех драматических и комических конфликтов первой и второй частей.

В «Юлии Цезаре» четыре главных события: возвышение Цезаря, почти достигшего короны; заговор против него, кончающийся гибелью диктатора; критический момент римской республики, когда недолгое торжество Брута и Кассия сменяется их изгнанием; гражданская война, в которой гибнут Брут и Кассий.

Из пяти частей состоит действие «Ромео и Джульетты». Трагедия, таким образом, укладывается в классическую пятиактную схему. Первый акт — вражда семейств и возникновение любви юных героев. Второй — их решение соединить судьбу и тайный брак. Третий — кровавая распря, завершающаяся изгнанием Ромео. Четвертый — попытка Джульетты избежать брака с Парисом. Пятый — гибель Ромео, Джульетты, Париса и примирение Монтекки и Капулетти.

Наконец, «Перикл» делится на шесть частей, и каждая изображает событие, четко отделенное от других.

Членение пьес имеет у Шекспира различные формы. Всякий педантизм в этом вопросе приведет исследователя к насилию над гибким и разнообразным построением действия у Шекспира. Это относится и к пятиактному делению пьес, последовательно произведенному редакторами сочинений Шекспира в XVIII веке2.

Нельзя забывать, что Шекспир писал пьесы для театра, в котором представление шло без перерыва. Положение стало меняться со второй половины XVII века, когда под влиянием классицизма стали вводить в драму деление на пять актов. В начале XVIII века, издавая сочинения Шекспира, драматург Н. Роу разделил весь текст на акты и сцены, и его деление в основном воспроизводится и в современных нам изданиях. В XIX веке возникло деление драмы на четыре акта, и в театральной практике стали делить пьесы Шекспира на четыре действия. И сейчас еще нередко пьесы Шекспира ставят с тремя антрактами. Но в середине нашего века возникло повое деление спектаклей. Сначала пьесу делили на три, а теперь нередко на две части. Таким образом, мы приблизились к непрерывности шекспировского спектакля, каким он был в первоначальном виде.

Примечания

1. Рукопись была закончена мной еще в 1968 году, и это наблюдите было сделано мной самостоятельно. Однако, готовя книгу к печати, я получил возможность познакомиться с работой Emrys Jones. The scenic form in Shakespeare, L., 1971, автор которой считает, что это деление распространяется на все пьесы Шекспира (см. стр. 66—88). Такой категоричный вывод не представляется мне убедительным.

2. Хотя деление на акты и сцены было произведено не Шекспиром, а его редакторами, оно стало общепринятым. Не приходится мотивировать, насколько оно удобно при ссылках на отдельные места текста.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница