Поиск



Счетчики






Яндекс.Метрика

Октавиан Август и оценке Монтеня и в драмах Шекспира

В главе «О непостоянстве наших поступков» (II, I) Монтень, приводя многочисленные примеры непоследовательности в поведении людей, делает вывод, что человеческая природа противоречива в своей сущности: «Мы все созданы из кусочков и заплаток и представляем столь бесформенную и разнообразную смесь, что каждая часть и каждое мгновенье играют свою роль» (E., II, 1, 168). Поэтому даже хорошим историкам так редко удается понять побуждения и поступки людей, о которых они пишут.

Особенно противоречивы оценки выдающихся исторических и политических деятелей. В качестве примера он приводит мнения об императоре Октавиане Августе, в характере которого историки обнаруживают столько противоречий и непоследовательности, что даже самые смелые и суровые из них отказываются вынести о нем какое-либо определенное суждение (E., II, 1, 165). Например, факты, приводимые Светонием, создают необыкновенно сложный и противоречивый образ. И сам Монтень не объясняет читателям характера «божественного Августа», но рассказывает случай из его жизни, который произошел, когда императору было сорок лет и который позволяет судить о некоторых особенностях личности Августа. Этот эпизод напоминает в изложении Монтеня отрывок из талантливо написанной драмы, так как Монтень представил событие в диалогах (E., I, 23, 50—51).

Когда император Август получил сведения о том, что римлянин благородного происхождения племянник великого Помпея Цинна задумал его убить, он сначала решил отомстить заговорщику и призвал друзей прийти к нему на следующий день, чтобы обсудить с ними, что предпринять. Ночью он испытывал мучительные сомнения и начал рассуждать как бы про себя: «Как? Неужели обо мне скажут, что я живу в страхе и допускаю, что мои враги гуляют в свое удовольствие на свободе? Оставить ли на свободе того, кто решил совершить попытку отнять у меня жизнь, которую я много раз спасал на море и на суше во многих гражданских войнах и во многих сражениях? И теперь, когда я установил всеобщий мир на земле, будет ли на свободе тот, кто решил не просто убить меня, но принести в жертву?» (Монтень поясняет, что Цинна задумал убить Августа во время жертвоприношения.) Постепенно Август стал говорить громче, так что его услышала лежащая рядом его жена Ливия.

Речь Ливии, приведенная Монтенем, позволяет судить о том, что ранее Август сурово наказывал всех многочисленных заговорщиков, но Ливия советует ему попробовать иной метод борьбы с врагами — милосердие. Тогда Август на следующее утро призвал к себе Цинну и произнес перед ним выразительную речь. Монтень, передавая часть рассуждений Августа, упоминает, что беседа императора с Цинной длилась более двух часов. Он довел Цинну до слез, пощадил его и вскоре сделал его своим другом. После этого заговоры против Августа прекратились. Из этих довольно подробных драматических диалогов возникает представление о незаурядных способностях Августа-правителя и о его даровании актера.

Шекспир оказался проницательнее историков и «решил» психологическую загадку этого характера: видимая справедливость и внутренняя холодность и жестокость. Шекспир не ставил целью осветить многообразную государственную деятельность создателя римского принципата, поскольку в трагедиях «Юлий Цезарь» и «Антоний и Клеопатра» Октавиан показан в самом начале его правления, он еще не принцепс, а триумвир. Тем больший интерес представляют наблюдения Шекспира, раскрывающие главное в характере Августа. В трагедиях Шекспира имя Августа — Октавий.

Октавий, каким он изображен у Шекспира, не проявляет обычных человеческих страстей, не выказывает даже честолюбия, хотя все его действия устремлены к захвату и упрочению власти. В трагедии «Юлий Цезарь» он с холодным спокойствием вводит проскрипции и составляет список жертв для массового убийства, он даже уступает триумвиру Марку Антонию голову Цицерона, хотя Цицерон оказал молодому Октавию поддержку своими речами. Когда Марк Антоний предлагает ему после победы устранить третьего правителя — Лепида, Октавий, не выдавая своих планов ни одним неосторожным словом, защищает «опытного и храброго воина». Между тем он уже замыслил править единолично.

В трагедии «Антоний и Клеопатра» Октавий восстанавливает Лепида против Антония, уверяя, что им движет не вражда к «великому сопернику», а забота о государстве; ведь Антоний и в Александрии занят рыбной ловлей, ночными кутежами, он раздает целые королевства своим шутам и развлекается с рабами, в то время как двое — Октавий и Лепид — несут тяжкое бремя правления. Нет оснований сомневаться в его искренности. В дальнейшем в момент, когда Риму угрожает молодой Секст Помпей, захвативший вместе с пиратами все морские пути, необходимость вынуждает Октавия примириться с Антонием, а чтобы упрочить союз, он отдает Антонию в жены свою сестру Октавию, хотя знает, что Антоний любит Клеопатру.

Однако едва войско Помпея разбито объединенными силами триумвиров, Октавий начинает пренебрежительно обращаться с Антонием, который теперь ему не нужен. В конце концов Октавий одерживает победу над соперником, порабощенным любовью к Клеопатре. Шекспир наделил Октавия искусством высшей политики в борьбе за власть: он всегда говорит и поступает так, как нужно для победы, поэтому невозможно судить о его истинных чувствах, он их не проявляет. Шекспир говорит не только о непревзойденном искусстве актера, но и о более сложной особенности характера Августа: получается впечатление, что он испытывает только те чувства, какие должен испытывать в данный момент. Например, узнав о смерти Антония, он видит, что всех его друзей огорчила эта смерть. И он произносит похвалы мертвому врагу, которые звучат искренне, и окружающие верят, что Октавий огорчен. Однако Шекспир вводит в его речь признание, что вдвоем они бы не могли управлять миром — этим Октавий оправдывает свою борьбу с Антонием.

Октавий — единственный из римлян, кого не волнует обаяние Клеопатры и кто не испытывает к ней сострадания. Он опасается, как бы Клеопатра не лишила себя жизни, но только потому, что хочет привезти пленную царицу Египта в Рим, чтобы она придала блеск его триумфу. Он понимает, что подобный триумф укрепит его власть. Именно это решение победителя в большей степени, чем горе, вынуждает Клеопатру к самоубийству. Шекспир объяснил главное в характере Октавия — он проявляет эмоции, какие нужны для его честолюбивых и государственных целей. Это политик и правитель во всем, именно в государственной деятельности проявляется человеческая сущность Октавиана Августа.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница