Поиск



Счетчики






Яндекс.Метрика

Основные даты жизни и творчества Э.Г. Крэга

Отголоски московского «Гамлета». Гравюры Крэга к изданию «Кранах-прессе». «Макбет» 1928 г. Крэг в Москве в 1935 г. Театральные идеи Крэга и современная сцена.

1872, 16 января в Стивенидже (Хартфордшир, Англия) родился Эдвард Гордон, сын актрисы Эллен Терри и Эдварда Уильяма Годвина, архитектора, художника, критика.

1885 — в гастрольной поездке Эллен Терри по США, в Чикаго, исполняет роль мальчика в пьесе Уильяма Уилса «Евгений Арам».

1886, 6 сентября умер отец Крэга, Годвин.

1889, 28 сентября дебютирует на сцене лондонского театра Лицеум, которым руководил Генри Ирвинг, в роли Артура Сент-Валери в мелодраме Филиппа Уотса «Мертвое сердце».

1891 — исполняет в театре Лицеум роли Малькольма в «Макбете» и Лоренцо в «Венецианском купце».

1892, 5 января играет Кромвела в «Генрихе VIII»;
10 ноября играет Освальда в «Короле Лире»; посещает студию Губерта ван Херкоммера.

1893 — оставаясь в театре Лицеум, все чаще играет в небольших труппах, гастролирующих в провинции, выступает в ролях Петруччо («Укрощение строптивой»), Кассио («Отелло») и др.;
декабрь — первая самостоятельная режиссерская работа: постановка комедии Мюссе «Любовью не шутят» в Аксбридже; сотрудничество с художниками Уильямом Николсоном и Джеймсом Прайдом.

1894, 3 сентября впервые выступает в роли Гамлета.

1895 — осуществляет постановку пьесы С. Кауарта «Франсуа Вийон, поэт и убийца» в Абердине, играет роль Вийона.

1896 — в Чатеме, близ Лондона, в спектаклях труппы Сары Торн играет роли Петруччо, Макбета, Гамлета;
22 сентября играет Арвирагуса в «Цимбелине» в театре Лицеум;
19 декабря играет Эдуарда IV в «Ричарде III» в театре Лицеум.

1897, 17 мая играет Гамлета в лондонском театре «Олимпик»;
уходит из театра Лицеум и прекращает актерскую деятельность; знакомится с дирижером и органистом Мартином Шоу.

1898 — овладевает мастерством гравюры по дереву; начинает издавать журнал «Страница».

1899 — первый эскиз к «Гамлету».

1900, 17 мая премьера оперы Перселла «Дидона и Эней» в зале Хэмпстедской консерватории в постановке и декорациях Крэга. Дирижер Мартин Шоу.

1901, 26 марта новая сценическая редакция «Дидоны и Энея» и премьера оперы Перселла «Маска любви» в постановке и декорациях Крэга в лондонском Коронет-театре. Дирижер Мартин Шоу.

1902, 10 марта премьера «Ациса и Галатеи» Генделя в постановке и декорациях Крэга в лондонском театре Грэйт Куин Стрит. Дирижер Мартин Шоу; декабрь — премьера музыкальной драмы Лоренса Хаусмана «Вифлеем» в постановке и декорациях Крэга в зале лондонского Империал-института. Дирижер Мартин Шоу.

1903, 31 января премьера спектакля «Меч и песня» Р. Лэджа в постановке Фреда Терри на сцене лондонского театра Шефтсбери, декорации и эскизы костюмов Крэга;
15 апреля премьера «Викингов» («Воителей Гельголанда») Ибсена в лондонском Империал-театре Эллен Терри в постановке и декорациях Крэга;
23 мая премьера «Много шума из ничего» в Империал-театре в постановке и декорациях Крэга, в роли Беатриче — Эллен Терри; знакомится с графом Гарри Кесслером.

1904, август — покидает Англию;
знакомится в Веймаре с архитекторами Анри Ван де Вельде, Иозефом Гофманом, художником Морисом Дени;
работает над декорациями к «Спасенной Венеции» Отвея для берлинского Лессинг-театра Отто Брама;
декабрь — знакомится с Айседорой Дункан.

1905 — знакомится с режиссером Максом Рейнхардтом; первый эскиз Крэга к «Макбету»;
делает эскизы к «Электре» Гофмансталя для Элеоноры Дузе (спектакль не был осуществлен);
пишет и издает книгу «Искусство театра».

1906 — выставки эскизов Крэга в Лондоне, Роттердаме, Флоренции;
5 декабря премьера «Росмерсхольма» Ибсена в театре Пергола во Флоренции в декорациях Крэга, в роли Ребекки Вест — Элеонора Дузе.

1907 — поселяется во Флоренции;
пишет статьи «Артисты театра будущего» и «Актер и сверхмарионетка»; выполняет цикл офортов «Движение»;
создает первый макет принципиально новой сцены с подвижными ширмами.

1908 — получает приглашение К.С. Станиславского осуществить постановку в Московском Художественном театре;
по договоренности с руководителем лондонского «Театра Его Величества» Бирбомом Три работает над планом постановки «Макбета» (спектакль не был осуществлен);
март — выпускает первый номер театрального журнала «Маска»; октябрь — приезжает в Москву для переговоров со Станиславским.

1909, апрель — май совместно со Станиславским работает в Петербурге и Москве над постановкой «Гамлета»;
устраивает во Флоренции экспериментальную студию «Арена Гольдони».

1910, 15 февраля — 10 апреля работает в Москве над постановкой «Гамлета»; разрешает поэту и драматургу Уильяму Йетсу впервые применить систему ширм в Театре Аббатства в Дублине;
получает патент на изобретенную им систему ширм.

1911 — выпускает в свет сборник статей «Об искусстве театра»; выставки эскизов и макетов Крэга в Лондоне и Нью-Йорке;
23 декабря премьера «Гамлета» в Московском Художественном театре. Постановка Гордона Крэга и К.С. Станиславского. Режиссер Л.А. Сулержицкий, музыка И.А. Саца, в роли Гамлета — В.И. Качалов.

1912, сентябрь — выставка 95 рисунков и 7 макетов к «Гамлету» и «Макбету» в Лондоне.

1913 — издание большого альбома эскизов Крэга «К новому театру» с его комментариями и размышлениями об искусстве сцены; открывает во Флоренции Школу театрального искусства.

1914, февраль — участвует в международной выставке театральных художников в Цюрихе, знакомится с Адольфом Аппиа;
завершает большой макет для постановки «Страстей по Матфею» И.С. Баха.

1915 — в связи с начавшейся первой мировой войной прерывается издание журнала «Маска», закрывается Школа театрального искусства;
Крэга посещает во Флоренции французский режиссер Жак Копо.

1918 — поселяется в Рапалло близ Генуи;
на протяжении года издает журнал «Марионетка»; возобновляет издание журнала «Маска».

1919 — издает книгу «Театр в движении».

1923 — выпускает в свет книгу «Сцена» с приложением лучших офортов из цикла «Движение» 1907 г.

1925 — поселяется в Стурле близ Генуи.

1926, 17 ноября, премьера «Претендентов на престол» Ибсена в Королевском театре в Копенгагене, осуществленная Иоганном и Адамом Паульсенами по плану Крэга, в его декорациях.

1928, 21 июля смерть Эллен Терри;
19 ноября премьера «Макбета» в нью-йоркском Кникербокер-театре, осуществленная режиссером Джорджем Тэйлором и художником Дугласом Россом по эскизам и постановочному плану Крэга.

1929 — прекращается издание журнала «Маска»;
выходит в свет «Гамлет» Шекспира в издании «Кранах-прессе», в немецком переводе Шлегеля с добавлениями к тексту Герхардта Гауптмана и с 72 гравюрами Крэга.

1930 — повторение веймарского издания «Гамлета» на языке оригинала с 75 гравюрами Крэга;
издает книгу «Генри Ирвинг».

1931 — издает книгу «Эллен Терри и ее тайное «я»».

1935 — приезд Крэга в Москву, знакомство со спектаклями советских театров, беседы с Вл. И. Немировичем-Данченко, В.Э. Мейерхольдом, А.Я. Таировым, С.М. Михоэлсом; встречи с Б. Брехтом, Э. Пискатором и Мэй Ланьфанем;
отвергает предложение Муссолини поставить в римском Колизее спектакль «Камо грядеши» по Г. Сенкевичу.

1936 — покидает Италию и переселяется во Францию.

1937 — работает над гравюрами к «Робинзону Крузо» Д. Дефо.

1939 — в Нью-Йорке выходит в свет издание «Макбета» с иллюстрациями Крэга. 1945 — встреча с актером и режиссером Жаном-Луи Барро в Париже.

1953 — Крэга посещает в Вансе молодой режиссер Питер Брук.

1957 — издает книгу воспоминаний «Указатель к истории моих дней».

1959 — Крэга посещает в Вансе артист Лоренс Оливье.

1962 — 90-летие Крэга, выставки его эскизов, гравюр и макетов в Лондоне, Париже, Амстердаме, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе и др. городах.

1966, 29 июля Крэг умер в Вансе, Франция, в возрасте 94 лет.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница