Поиск



Счетчики






Яндекс.Метрика

Пьесы

Ни у кого нет сомнения, что три первые пьесы Шекспира — это трилогия «Генрих VI» и что написаны они между 1587 и 1592 годами, когда появился в печати «Потрясающий сцену» (Shake-scene) Роберта Грина. С этими пьесами многое неясно: порядок, в каком они написаны, и даже то, писал ли Шекспир один, а если не один, то какова степень участия соавтора. Общее мнение таково: «Генрих VI», часть 1 относится к 1589—1590 годам, а вторая и третья части трилогии написаны в 1590—1591 годах. Опубликованы пьесы позже: в 1623, 1594 и в 1595 годах соответственно; у двух последних были другие названия1. Как отмечалось, о жизни Невилла в период с 1588 по 1592 год известно очень немного: он переехал в Мейфилд, что в Восточном Сассексе, был избран в парламент, стал Рыцарем графства, семья его быстро увеличивалась. В эти годы не происходит ничего такого, что противоречило бы авторству сэра Генри. А что касается отношений с Шекспиром, то они, как было сказано, к 1592 году уже завязались.

Сюжеты первых пьес несомненно отражают интерес сэра Генри к прошлому Англии и к истории собственного рода. Свидетельство тому — заметки Невилла на страницах «Хроник» Холла. По-видимому, сначала шекспировская труппа относилась к его пьесам как к причуде богатого джентльмена, пожелавшего остаться анонимным. Но скоро актеры поняли, что он стоящий драматург, — театр всегда был полон, и понемногу всем, кто знал имя настоящего автора, стало ясно, что дело вовсе не в прихоти аристократа и богача.

Этот вывод подкрепляется появлением исторической хроники «Ричард III» — самой первой из незабываемых популярнейших пьес Невилла, написанной, вероятно, в 1592—1593 годах или даже в 1591 году. Возможно, именно ее играли 30 декабря 1593-го (сомнения существуют, но, похоже, все-таки это был «Ричард III»). Почти все исследователи творчества Шекспира именно так датируют пьесу, считая ее последней, четвертой частью трех предыдущих исторических хроник. Правда, события пьесы отделяет небольшой временной промежуток от правления Генриха VI, который был низложен в 1461-м и в 1471 году убит. А Ричард III, бывший герцог Глостер, который появляется во второй и третьей частях «Генриха VI», стал королем в 1483 году2. Эти пьесы обычно относят к одному циклу, но «Ричард III» гораздо более знаменит, чем все три части «Генриха VI» — полузабытые и редко исполняемые исторические хроники.

Пьеса «Ричард III» — очевидное свидетельство роста Невилла как драматурга. Это первая пьеса Шекспира, где каждый характер и диалог прописаны с необычайной глубиной и тонкостью. Сам Ричард, безусловно, один из величайших литературных злодеев, хотя историки ведут бесконечные споры, действительно ли он «убил маленьких принцев в Тауэре». Нам остается только гадать, почему Невилл поддерживал Тюдоров; скорее всего, тут имеется политическая подоплека. Быть может ответ содержит памфлет о Ричарде III, посвященный сэру Генри Невиллу3. Памфлет подписан Hen. W.; возможно, это Генри Ризли (Henry Wriothesley), граф Саутгемптон. Если предположение об авторстве памфлета верно, то толковать его появление можно следующим образом: граф решил, что Невилл (в образе Шекспира) зашел слишком далеко, очернив в пьесе собственных предков. А сэр Генри, должно быть, хотел укрепить милостивое отношение к себе королевы Елизаветы, изобразив ее деда Генриха VII истинно законным королем Англии.

Примечания

1. Другие аспекты этого вопроса изложены в следующих работах: Halliday F.E. Op. cit. Pp. 216—218; Caincross A.S., ed. Introduction to the "The First Part of King Henry VI" (Arden Shakespeare. London, 1969. Pp. XXVIII—XXXVIII); Caincross A.S., ed. Introduction to "The Second Part of King Henry VI" (Arden Shakespeare. London, 1962. Pp. XXI—XLIX); Martin R., ed. Introduction to "William Shakespeare: Henry VI, Part Three" (Oxford edition. London, 2001. Pp. 96—132); Chambers E.K. Op. cit. Vol. 1. Pp. 277—293.

2. О датировке «Ричарда III» см.: Hammond A., ed. Introduction to "Richard III" (Arden Shakespeare. London, 1981. Pp. 54—61). Хаммонд приходит к выводу, что «первая пьеса тетралогии Шекспира была начата в 1590-м и закончена "Ричардом III" в конце 1591 года» (р. 61). Вполне возможно, что пьеса «Эдуард III», которую иногда приписывают Шекспиру, была написана тогда же или немного позже.

3. См.: Hasler P.W. Op. cit. Vol. 3. P. 124; см. также статью: Sir Henry Neville (с. 1520—1593) // ODNB. В июле 1850 года некто по имени С.У. Сингер (S.W. Singer) отправил в только что созданный журнал «Сообщения и вопросы» (Notes and Queries) поразительное письмо, которое было напечатано в № 42 от 17 августа 1850 года на с. 182 (далее текст письма приводится полностью в переводе. — Ред.).

ВОПРОСЫ
Очерки об известных парадоксах: поэма «Ничто»

Кто был автором тоненькой книжицы ин-кварто с вышеуказанным названием, изданной для Т. Торна в 1616 году? Ее содержание: «Похвала Ричарду III, Французские поэты, Ничто, Хорошо быть в долгу».

У покойного м-ра Ярнольда имелась рукопись «Похвалы Ричарду»; ей было предпослано следующее посвящение:

ДОСТОЧТИМОМУ СЭРУ ГЕНРИ НЕВИЛЛУ, РЫЦАРЮ

Осмелюсь представить взору Вашего сиятельства в знак искренней к Вам любви небольшое произведение личных трудов, предмет коего — некий парадокс, а именно похвала самому порицаемому и осуждаемому принцу — королю Ричарду Третьему; как бы я ни старался позолотить его даже лучшим, чем мое, красноречием и даже если бы, восхваляя его, загнал себя на смерть, позор короля так очевиден и мир так несомненно уверен в совершённых им злодеяниях, что я все равно не смог бы обелить его ввиду тяжких обвинений. И все же пусть люди видят, что можно сказать о нем; мой трактат ясно покажет, как далеко зашли они, охаивая его достоинства. Ваше сиятельство, не могли бы Вы критически почитать на досуге мое сочинение; оно не отличается изяществом слога, но может удовлетворить честное и непредвзятое любопытство, если о поступках судить по справедливости. Но, как бы то ни было, если Вы соблагоизволите принять его, труды мои будут вознаграждены; в этом и во всем другом остаюсь верным и любящим слугой Вашего сиятельства

Ген. P. (Hen. W.)

«Похвала "Ничему"» — прекрасный поэтический перевод с латыни поэмы Пассера (1534—1602; французский поэт и сатирик. — Примеч. Д. Семина). Д-р Джонсон удостоил перевод своим вниманием, поместив его в работе Life of Lord Rochester. Но кроме этих семнадцати строф Рочестера обнаружилось еще одно стихотворение, посвященное столь благодатной теме: у Флекно (Flecknoe) в «Эпиграммах всякого сорта» издания 1671 года имеется стих, посвященный «М-ру Дж. А. по случаю его превосходной поэмы "Ничто"». И все же, о «Ни о чем» известно хоть что-нибудь?

С.У. Сингер, Миклем, 29 июля 1850 года

Если Hen. W. действительно Генри Ризли (Henry Wriothesley), граф Саутгемптон, то это посвящение вызывает много вопросов. Самые главные: когда оно было написано и почему? Саутгемптон, стоит упомянуть, был по крещению католиком и, возможно, именно этим был приятен последнему королю, который принадлежал к самой что ни на есть католической династии. Был ли трактат о Ричарде III написан в начале девяностых годов XVI века, до или после появления первых шекспировских пьес? Невилл был произведен в рыцари не раньше 1597—1598 годов, но с 1589 но 1593-й был рыцарем графства Сассекс. После «Ричарда III» к нему уже обращались «сэр Генри». Посвящение явно написано неуверенным в себе юнцом, который обращается к уважаемому человеку почтенных лет, — Саутгемптону в 1591 году было восемнадцать. Еще один вопрос: почему вообще было написано это посвящение? У сэра Генри не было явно выраженного интереса к королю Ричарду III. Хотя последние слова посвящения, коими автор обещает «оставаться верным» его сиятельству, могут быть обычной данью уважения; они, похоже, перекликаются с посвящением к поэме «Венера и Адонис» (1593). Также вполне может быть, что сэр Генри Невилл и лорд Генри Ризли желали запутать следы, ведущие к разгадке тайны сэра Генри.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница