Рекомендуем

ledocool — У нас вы можете оптом купить лампы и светильники. Звоните, привезём (ledocool.ru)

купить лада гранта в екатеринбурге . Быстродействие смартфона, 7-дюймовый тачскрин, поддержка сервисов Яндекс. Авто — это современная мультимедийная система LADA EnjoY Pro. Карты и маршруты, любимая музыка, Интернет и мессенджеры — LADA EnjoY Pro в любой момент подскажет, поможет и даст ответ.

Счетчики






Яндекс.Метрика

Аргументы в пользу графа Оксфорда

В XX веке самым популярным кандидатом в «Шекспиры» был Эдвард де Вер, семнадцатый граф Оксфорд (1550—1604); сегодня у него множество приверженцев по всему миру. Всякий раз, когда антистратфордианцы в США подвергались нападкам, на первую линию борьбы выступали оксфордианцы — то есть сторонники авторства графа Оксфорда, — и это принесло им известность среди читающей публики. Де Вер умер в 1604 году, и это главное препятствие для такой на первый взгляд идеальной кандидатуры — прекрасно образованный придворный, поэт и драматург, он писал стихи и пьесы под своим именем. Впервые имя Оксфорда оказалось в списке претендентов примерно в 1918 году благодаря школьному учителю из Гейтсхеда Дж. Томасу Лоуни, который опубликовал в 1920 году труд «Шекспир идентифицирован» ("Shakespeare" Identified) и сразу же приобрел известность1. Лоуни был убежден, что «Шекспир» — псевдоним, но не считал истинным автором Бэкона. Лоуни составил список восемнадцати характеристик, которые, по его мнению, должны были отличать реального Шекспира. С одними нельзя не согласиться («обширно образован, знаток античности, вращается в кругу образованных людей», «питает любовь к Италии»; многие, впрочем, допускают, что он мог и не видеть этой страны). Другие характеристики вызывают сомнение («тяготеет, по-видимому, к католической вере, но с долей скептицизма», «явно склонен к шутовству, тайне»), но есть среди них и очевидно неверные («зрелый и признанный гений» и в то же время «недостаточно ценимый»). Перечитав множество произведений елизаветинской эпохи, Лоуни наткнулся на стихотворение де Вера «Женщина», которое начинается словами: «Если б прекрасная женщина была нелюбима...». Это подвигло учителя на изучение жизни поэта и в конце концов привело к выводу, что Оксфорд и есть настоящий Шекспир. Вскоре у Лоуни появилось множество сторонников по обе стороны Атлантического океана, и число их быстро росло. Кстати, одним из первых приверженцев новой гипотезы стал Зигмунд Фрейд.

В пользу графа Оксфорда говорит многое. Он получил образование в Кембридже, его опекуном был лорд Бёрли, обладавший огромной библиотекой, а наставником в Оксфорде — Артур Голдинг, переводчик Овидия. С 1574 по 1576 год де Вер путешествовал по Европе, посетил многие места в Италии. Он писал пьесы и стихи и был покровителем театральной труппы. В 1598 году Фрэнсис Мерез в труде «Прислужница Паллады, или Сокровищница ума» назвал его «лучшим среди нас сочинителем комедий». В этих словах можно усмотреть некий подтекст: Мерез в том же абзаце хвалил и «Шекспира». Очевидно, он не считал, что Оксфорд и Шекспир — два разных человека. Оксфорда, пишущего под собственным именем, можно назвать поэтом, «первым среди многих»; некоторые его стихотворения включались в английские антологии.

Жизнь де Вера еще один аргумент в пользу его авторства «шекспировских» произведений. Если он и есть Шекспир, многое в сонетах представляется автобиографичным, как и некоторые места в «Гамлете». Принято считать, что большинство сонетов написано в начале 1590 года, когда де Веру минуло сорок лет; это отражено в сонете 2 («Когда коснутся сорок зим чела...»). Де Вер был хром; видимо, он был бисексуалом — в 1576 году один из придворных обвинил его в «растлении мальчиков». В 1590 году де Вер пытался безуспешно выдать замуж дочь Елизавету за лорда Саутгемптона. Возможно, это послужило мотивом для написания сонетов, адресованных к юноше, — автор настоятельно советует ему жениться. Обращаться в такой манере к знатному человеку, конечно, куда уместнее графу Оксфорду, нежели провинциальному актеру.

Оксфордианцы считают, что Полоний в «Гамлете» — это карикатура на лорда Бёрли, тестя их кандидата; находят они автобиографические подробности и в других частях трагедии. Известен такой факт: Оксфорд как-то вложил три тысячи фунтов в дело лондонского купца и потерял их. Этот Майкл Лок (Lok или Lock), возможно, прототип Шейлока; имени «Шейлок» у евреев нет. В «Венецианском купце» Антонио подписывает вексель Шейлоку на три тысячи червонцев, гарантия — «фунт его мяса».

Нельзя не согласиться, де Вер — кандидат очень интересный, но есть, однако, и много несоответствий. Прежде всего, даты. Все они неприемлемы: если Бэкон умер слишком поздно, то де Вер слишком рано. Первые пьесы Шекспира вышли в свет примерно в 1589—1590 годах, когда Оксфорду было около сорока. Сторонники авторства Оксфорда утверждают, что произведения, опубликованные под собственным именем, де Вер писал в юности, и это объясняет очевидную зрелость ранних пьес Шекспира. Но они, наверное, запамятовали о «Тите Андронике» и других произведениях. Оксфордианцы считают, что многие пьесы были написаны раньше дат, признанных ортодоксальной хронологией. Действительно, Томас Нэш в 1589 году писал о «трагических речах Гамлета». Это бесспорное доказательство существования ранней версии Гамлета, известной как прото-Гамлет (по мнению многих ортодоксальных шекспироведов, ее написал Томас Кид). А «Гамлет» Шекспира впервые зарегистрирован в Реестре гильдии издателей и печатников в 1602 году2.

Главный камень преткновения оксфордианцев — смерть де Вера в 1604 году. Дело в том, что после его смерти появилось еще одиннадцать пьес Шекспира. Оксфордианцы утверждают, что написаны они были значительно раньше, а «увидели свет» лишь в первые десятилетия XVII века. В загадочном посвящении к книге сонетов, опубликованной в 1609 году, есть фраза «наш бессмертный поэт» — так можно было называть только умершего человека. Странно звучит и предисловие к пьесе «Троил и Крессида», опубликованной в том же году. В нем упоминается «желание великих вельмож», но кто они — тоже загадка. Одно можно сказать наверняка: пьеса находилась какое-то время в чьих-то других (не автора!) руках. Предисловие озаглавлено «От вечного не-писателя — вечному читателю» (A never writer, to an ever reader). Оксфордианцы считают это своеобразной игрой в слова: never — De Vere.

Противники де Вера справедливо указывают, что в поздних пьесах есть ссылки на события, происшедшие после смерти Оксфорда, — в частности, намеки на Пороховой заговор 1605 года в «Короле Лире» и «Макбете» и на рассказ Уильяма Стрэчи (1610) о кораблекрушении близ Бермудских островов, который, возможно, послужил канвой для «Бури». Если автор действительно имеет в виду именно эти события, то де Вер автоматически выбывает из числа претендентов. Оксфордианцы, разумеется, отчаянно отрицают это предположение.

Против Оксфорда, как и против Бэкона, говорит отсутствие документальных свидетельств в пользу их авторства шекспировских пьес. Действительно, если бы «главное доказательство» существовало, оно бы всплыло за восемьдесят с лишним лет оксфордианского движения. Недавно нечто похожее — по мнению оксфордианцев — было найдено в библиотеке Фолджера в Вашингтоне. Это Библия издания 1579 года, принадлежавшая Оксфорду. В ней помечено или подчеркнуто около тысячи мест, а также сделано на полях сорок заметок почерком де Вера. В 1992 году эту Библию тщательно исследовали два американских оксфордианца — Роджер Стритмэттер и Марк Андерсон. Они утверждают, что более четверти помеченных отрывков имеют прямое отношение к шекспировским пьесам и могли бы служить источником фразеологии Шекспира, причем около сотни из них прежде не были замечены шекспироведами. (Следует подчеркнуть, что большинство отрывков не имеют никакого отношения к шекспировским пьесам.) В то же время историки, изучавшие жизнь де Вера, уверены, что человек с таким бешеным, задиристым и мрачным характером (однажды Оксфорд был ранен на дуэли с дядей любовницы) не мог создать шекспировских произведений и что, хотя в его ранних стихах чувствуется талант, им не хватает изящества и глубины, присущих Шекспиру. В 1601 году Оксфорд заседал в суде на стороне обвинения. Так что вряд ли 1601 год мог быть переломным для мировоззрения и творчества Оксфорда. Он умер в 1604 году; по мнению оксфордианцев, его последние пьесы были написаны гораздо раньше. С другой стороны, зятем графа Оксфорда был Филип Герберт, граф Монтгомери, один из двух братьев, которым посвящено Первое фолио, и он мог участвовать в его издании. Филип, правда, женился на дочери де Вера после смерти ее отца. Таким образом, доказательства в пользу Оксфорда очень запутанны. Можно понять, почему в последние годы он стал главным претендентом на авторство, — но не стал единственным.

Примечания

1. О Лоуни (J. Thomas Looney) см. в кн.: Schoenbaum S. Op. cit. Pp. 430—440; Michell J. Op. cit. Pp. 161—189. Фамилия «Looney» распространена на острове Мэн, чьи жители говорят на одном из кельтских диалектов. Поэтому она произносится именно как «Лоуни».

2. В 1596 году действительно игралась пьеса про Гамлета; один из видевших спектакль современников пишет: «Бледный призрак на сцене жалобно кричал, как торговка устрицами: "Гамлет, отомсти!"».

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница