Поиск



Счетчики






Яндекс.Метрика

Б. Спрангер. «Триумф Минервы»

Полотно Б. Спрангера «Триумф Минервы» (ок. 1595, сейчас оно в венском Художественно-историческом музее) изображает ее не грозной воительницей «Илиады», хотя на ней все доспехи Афины Паллады. У ног богини распростерто Невежество, в руке — копье, изящно отставленное после грозного замаха, а сама она вознесена на темном фоне и являет собой аллегорический образ победителя. Этот ее образ скорее соответствует максиме Достоевского — «красота спасет мир». Так или иначе, мы воочию видим Минерву (Афину) Энхеспалос, потрясающую копьем. И картина эта появилась в Богемии, в пражском дворце Рудольфа II. Она могла бы служить иллюстрацией к строкам из знаменитой оды Бена Джонсона, приложенной к Первому Фолио Шекспира:

Любая строчка, словно взмах копья,
Грозящего невежеству...

In each of which (lines) he seems to shake a lance
As brandished at the eyes of ignorance.

Пьер Ронсар, величайший французский поэт XVI века и участник блестящей Плеяды, неоднократно сравнивал Маргариту Валуа (возможно, прототип французской принцессы из «Тщетных усилий любви») с Минервой, убивающей копьем Дракона невежества. А секретарь герцога Анжуйского в сонете, посвященном Фрэнсису Бэкону, называет Афину Пал-ладу его Музой.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница