Поиск



Счетчики






Яндекс.Метрика

«Оружие христианского воина» Эразма

В Антверпене в 1504 году выходит в свет программное сочинение Эразма Роттердамского «Оружие христианского воина» (Энхиридион), сделавшее его «князем гуманистов». Эразм считает, что толкование Писания должно основываться на законах разума, его цель — проникнуть в суть аллегорической образности Ветхого и Нового Заветов. Влияние Энхиридиона на современников было огромно. При жизни Эразма вышло более пятидесяти изданий на немецком, голландском, испанском, итальянском языках. В Англии в течение XVI века появилось десять изданий на английском языке. Эразм писал свои работы на латыни. Слово «Энхиридион», имеющее два значения, на другие языки переводится то как «оружие», то как «руководство». Русское название — «Оружие христианского воина». Это его сочинение — практическое руководство для благочестивой жизни1.

О каких же грехах у Эразма идет речь?

«Прежде всего тебе (читателю) следует постоянно и всегда помнить, что человеческая жизнь. — не что иное, как непрерывная борьба...» (С. 90), а «мы, безумные, не беремся за оружие. (С. 91) чтобы вступить в вечный бой с пороками. (С. 92),.взамен военных занятий предаемся роскоши и праздности, взамен копий Марса (Ареса) играем на воинственной цитре. Главный враг — мир, который весь во зле лежит...» (С. 99). Надо уметь «докопаться до смысла духовного» Писания (С. 100). И потому сначала следует «изучить сочинения языческих поэтов и философов...», они «удивительным образом подготавливают к познанию божественных Писаний, врываться в которые с немытыми руками и ногами — святотатство... Из философов я бы предпочел, чтобы ты следовал платоникам, потому что они... стоят ближе всего к профетическому и евангелическому стилю» (С. 101). Говоря об оружии христианского воина, Эразм прибегает к аллегориям: «Каким образом победил его (сатану, отца гордыни) наконец Господь наш — Иисус Христос?... Хочешь узнать об оружии христианской Паллады? Он говорит: И возьмет оружие — ревность Свою — и вооружит тварь для отмщения врагам. Наденет вместо брони справедливость, возьмет вместо шлема правый суд. Примет несокрушимый щит — справедливость, страшный гнев сделает острым копьем» (С. 105—106). Таким образом, в коротенькой главе «Об оружии христианского служения» Эразм делает Афину Палладу со всеми ее доспехами символом воина, который борется со скопищем пороков, атакующих мирянина. На фоне эпохи, девиз которой: «Мыслить значит созерцать в образах», — потрясающая копьем Афина Паллада вошла в изобразительный арсенал XVI века как христианизированная воительница и такой зрительно запечатлелась в воображении людей.

Просвещенные люди того времени читали Эразма. Это было и серьезное, и развлекательно-серьезное чтение. Бэкон хорошо знал «Похвалу глупости», судя по его записной книжке «Промус». И потому для тех, кто занимается эпохой Шекспира, небезынтересно знать, с какими грехами Эразм призывал бороться: это — нераскаянность, по мнению Эразма, худшее из зол, похоть, алчность, тщеславие, гордыня и спесь, гнев и жажда мести, несправедливость, «которая не вредит никому, кроме того, кто ее наносит». Эразм пишет: «Видишь, любезный друг, сколь широко поле для такого рода рассуждения об остальных пороках. Но мы свернем паруса; то, что осталось, поручим твоей заботе. Тебе этого будет достаточно... Поэтому то, что мы сделали на том или ином примере, тебе следует делать как в отношении отдельных пороков, так и в отношении тех, к которым, как тебе известно, тебя особенно побуждает либо природа, либо привычка... Как например, против пороков недоброжелательства, сквернословия, зависти, чревоугодия и тому подобных» (С. 215).

Начало XVI века и конец отличаются друг от друга так же сильно, как начало и конец века XX. Их разделяют годы Реформации, религиозных войн, раскола Священной Римской империи Габсбургов на католический юг и протестантский северо-запад. В 1559 году был обнародован «Индекс запрещенных книг», составленный верховным инквизитором Вальдесом, который включил в него почти все книги Эразма, в том числе «Энхиридион».

Воюя с грехами, в которых увяз католический клир, Эразм все больше приходил к мысли, что христианство должно возродиться в первозданной чистоте. Но протестантом Эразм, естественно, не был. И еще он видел аллегорическую сущность христианских догм. В начале века это не возбранялось.

Но уже тогда он остро сознавал опасность невежества. В шестидесятые годы в Испании настанут времена, когда не только читать, но и упоминать имя нидерландского гуманиста станет небезопасно. В Англии Эразмовы книги гонениям не подвергались.

Примечания

1. Роттердамский Э. Философские произведения. М., Наука, 1986. С. 90—217. Перевод Ю.М. Каган.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница