Поиск



Счетчики






Яндекс.Метрика

Памятник в Стратфорде. Скульпторы Янсены

В пользу Стратфордца имеются, как уже говорилось, всего два свидетельства: первое собрание пьес 1623 года, изданное якобы двумя его друзьями актерами и Беном Джонсоном (Первое Фолио), и памятник в церкви Св. Троицы в Стратфорде, висящий на северной стене в двух шагах от могилы Шакспера.

Памятник сделан в Лондоне, в мастерской выходца из Голландии Гирерта Янсена-старшего. Гирерт Янсен, или Гаррет Джонсон, как его скоро стали называть, был один из самых преуспевающих камнетесов-ваятелей. Вот что пишет о нем видный шекспировед второй половины XIX века сэр Сидни Ли:

«В 1591 году он получил солидное вознаграждение в 200 фунтов стерлингов за создание красивых памятников двум графам Ратлендам (дяде и отцу нашего Ратленда), они были установлены в боттесфордской церкви, тогдашней усыпальнице рода. <...> Скульптор умер в августе 1611 года, разделив свое состояние между женой и двумя сыновьями, Гарретом и Николасом. Сыновья продолжили дело после его смерти. Памятник Шаксперу делался под их руководством. Именно старший брат Николас, более искусный ваятель, продолжил отношения отца с семейством Ратлендов, спроектировав и выполнив в 1618—1619 годах великолепный памятник Роджеру Мэннерсу, пятому графу Ратленду, и его жене, дочери сэра Филипа Сидни. <...> Памятник Шаксперу в Стратфорде изваян более просто, чем впечатляющий монумент в Боттесфорде. В главных его элементах виден менее искусный резец Гаррета, некоторые же второстепенные детали идентичны боттисфордским и выдают руку Николаса».

И немного дальше: «Нынешний памятник поэту в стратфордской церкви представляет собой прямоугольное сооружение, раскрашенное по тогдашней моде; центральная арка обрамлена двумя коринфскими колоннами, поддерживающими карниз с плитой, украшенной гербом Шакспера. Внутри арки, в нише, фигура сидящего человека, одетого в глухо застегнутый кафтан с белыми манжетами и белым отложным воротником, поверх которого ниспадает с плеч черная безрукавка. Глаза светло-карие, волосы и бородка рыжеватые. Руки на подушке, в правой — перо, готовое писать, левая придерживает листок бумаги. Каменная плита с гербом как раз над скульптурой, на самом верху — человеческий череп в натуральную величину. Эти детали близко соответствуют деталям на памятнике Николаса Джонсона пятому графу Ратленду в Боттесфорде»1.

Памятники действительно похожи — видела их собственными глазами. Разница лишь в размерах и качестве исполнения. Стратфордский памятник висит на стене. Памятник Ратленду установлен на полу боттесфордской церкви, величественно и печально, отчужденно от всего мирского, возвышаясь в два человеческих роста, хотя тут я могу ошибиться, но ненамного. Отсюда первое впечатление несхожести. Когда же вглядишься во все подробности, то с удивлением обнаруживаешь, что памятники одинаковы, они отличаются только наполнением ниши под аркой (частый мотив таких памятников) и гербами. В одном случае — сидящая фигура пишущего, в другом — каменные ступени, на верхней лежит граф с маленькой короной на голове, молитвенно соединив на груди ладони. На нижней в той же позе — Елизавета, хотя графини в этой могиле нет: в то время было принято помещать изваяние жены на могиле мужа, даже если она в ней не покоится. Гаррет и его сыновья построили много надгробных памятников, но одинаковых только два: стратфордский и боттесфордский.

Примечания

1. Lee S. A Life of Shakespeare. Р. 496—497. So to increase their Stocke which they do keepe. Ok. 1611.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница