Рекомендуем

• По вашему желанию барная стойка из искусственного камня без дополнительной оплаты.

Счетчики






Яндекс.Метрика

5. Деньги, деньги, деньги... но потом — разорение. Получил деньги, а затем бросил их на землю

Как мы уже сказали, весь шекспировский «Тимон» насквозь пронизан темой денег. Причем больших. Пьеса начинается с беседы ювелира, купца, живописца и поэта. Они бурно обсуждают роскошный бриллиант, предназначенный для Тимона. В дом Тимона, где скоплены «громадные богатства», с. 517, стекается гостей «поток громаднейший», с. 516. Беседа Тимона с гостями в основном сводится к обсуждению денег, драгоценностей, кому и сколько богатых подарков преподнесет Тимон «от своей широкой души». И сколько получит. Один из вельмож восторженно восклицает: «Войдем и щедрость Тимонову там вкусим? Ею он, ведь, превзошел само благотворенье.

Второй: Да, он ее рекою просто льет. Сам Плутус, бог богатства, только ключник у нашего Тимона. Окажи ему услугу — он отплатит семь раз; ему подарок принеси — ответит он тебе таким подарком, какому нет подобного», с. 521.

На пиру у Тимона происходит гротескная сцена. Ни с того ни с сего, Тимон начинает раздавать гостям бешено дорогие подарки, в том числе бриллианты! Обрадованно потрясенные гости, ясное дело, жадно хватают. И наперебой восхваляют замечательные душевные качества Тимона. Эта сцена описана Шекспиром подробно, занимает много места и производит впечатление фарса, с. 524—525. Флавий, управляющий делами Тимона, не выдержав, восклицает: «Ни удержу, ни смысла — так безумен в расходах он», с. 527.

Затем тема денег меняет форму, но отнюдь не исчезает со страниц шекспировской пьесы. Тимон разоряется, его осаждают посланники заимодавцев, категорически требуя возврата ссуд. Подробно перечисляется — кому и сколько нужно выплатить.

После разорения и ухода Тимона в лес, мотив больших денег опять-таки не исчезает, а возрождается, но уже в новом виде. Тимон неожиданно находит золотой клад. Не исключено, что в такой форме у Шекспира преломился евангельский сюжет о получении Иудой Искариотом знаменитых тридцати сребренников.

В конце концов, вся эта длинная «денежная симфония» начинает утомлять читателя. Но для нас здесь важно лишь одно: с именем Тимона прочно связано какое-то богатство, его приобретение, потом утрата, потом снова приобретение, потом снова утрата. В конце концов Тимон погибает. Громко звучит мотив разорения Тимона.

Уже понимая, что является оригиналом всей этой шекспировской истории, можем высказать простую мысль. Евангельский Иуда-Тимон получил большие деньги от первосвященников, но потом, раскаявшись, бросил их, пошел и удавился. То есть как бы «разорился», утратил свое богатство.

Надо сказать, что практически все уже обнаруженные нами ранее фантомные дубликаты Иуды Искариота представлены либо жадными людьми, либо так или иначе связанными с деньгами, богатством. То же самое мы сейчас видим и в случае шекспировского Тимона.

Более того, в драме «Тимон» мы обнаруживаем и другое, достаточно яркое описание иудиных тридцати сребренников, которые он потом бросил на землю. Вот что сообщает Шекспир.

Когда Тимон полностью обанкротился, разорился, он отправляет своего слугу Фламиния потребовать денег от богача Лукулла. Фламиний просит одолжить своему хозяину пятьдесят талантов. На это Лукулл отвечает, что столько он дать не может, но готов выдать ТРИ СОЛИДАРА. И вручает их Фламинию (якобы для Фламиния лично, а вовсе не для Тимона). Тот берет. Однако потом БРОСАЕТ ИХ НА ПОЛ и говорит: «Проклятое ничтожество, ступай к тому, кто чтит тебя благоговейно!

Лукулл: Вот как! Ну, теперь я вижу, что ты дурак и вполне достоин своего господина. (Уходит).

Фламиний (ПОКАЗЫВАЯ НА МОНЕТЫ, ЛЕЖАЩИЕ НА ПОЛУ): Пускай они составят часть того, на чем гореть ты будешь после смерти! ПУСКАЙ МЕТАЛЛ РАСТОПЛЕННЫЙ ТЕБЯ ВАРИТ В АДУ! ТЫ ТОЛЬКО ЯЗВА ДРУГА, НО НЕ ДРУГ. О, дружба, неужели в твоей груди все молоко так сильно испорчено, что меньше, чем в два дня, оно совсем свернуться может? Боги, Тимона гнев я чувствую в себе! У ЭТОГО БЕЗДЕЛЬНИКА В ЖЕЛУДКЕ ЕЩЕ ЛЕЖИТ ОБЕД ТИМОНА: как он послужить ему на пользу может, когда сам человек в отраву превратился? О, пусть тебе та пища принесет одну болезнь! Пусть на одре смертельном все силы те, которые тебе мой господин давал, болезнь не побеждают, но только смертные мученья продолжают», с. 533.

Эта сцена очень интересна. Мы уже цитировали Евангелие от Матфея: «Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря, согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему, что нам до того? смотри сам. И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился» (Матфей 27:3—5).

Параллель налицо. Судите сами.

• ИУДА ПОЛУЧИЛ ТРИДЦАТЬ СРЕБРЕННИКОВ. — Иуда взял деньги от богатых первосвященников. По Шекспиру, деньги от богача Лукулла (аналога первосвященников) получил не сам Тимон-Иуда лично, а его слуга Фламиний. Но сути дела это не меняет. Деньги-то просились именно для Тимона. Слуге вручили ТРИ солида. Вероятно, это — преломленное отражение знаменитых ТРИДЦАТИ сребренников Иуды.

• ИУДА БРОСАЕТ ДЕНЬГИ НА ЗЕМЛЮ. — Согласно Евангелиям, потом Иуда кинул деньги в храме и ушел. При этом библейские старейшины презрительно сказали, что их все это уже мало интересует. Наверное, пожали плечами и удалились. Аналогично, шекспировский Фламиний, слуга Иуды-Тимона, гневно бросил деньги на пол в доме Лукулла. В ответ богач спокойно и пренебрежительно заметил: Ты дурак, как и твой хозяин. После чего с достоинством удалился.

Полная аналогия обеих сцен: шекспировской и евангельской.

• ПРОКЛЯТИЕ В АДРЕС ИУДЫ. — Заключительная гневная речь Фламиния заслуживает внимания. Шекспир решил, что она обращена в адрес плохого Лукулла. Однако теперь мы понимаем, что тут у поэта произошла небольшая путаница. Скорее всего, этот патетический монолог Фламиния получился из проклятия, которое в старом оригинале было обращено к Иуде Искариоту. Тогда оно мгновенно приобретает абсолютно ясный и естественный смысл.

Сказано, что ты будешь гореть в аду! Это хорошо отвечает образу Иуды-предателя.

Сказано, что ты — только прикидывался другом, а вовсе не друг! И это прекрасно соответствует сути дела: Иуда Искариот сначала был учеником Христа, прикидывался его другом, а потом предал Его.

Далее, по Шекспиру, говорится, что у тебя в желудке еще лежит недавний обед! Но ведь это достаточно четкое указание на известную Тайную Вечерю, то есть на ужин, где присутствовали все апостолы, в том числе и Иуда Искариот. Он там поел, а потом пошел и предал Учителя.

Да и остальные фразы в этом проклятии явно указывают на предателя Иуду: ты превратился в отраву и т. д.

• ВСКОРЕ КОНЧАЕТ ЖИЗНЬ САМОУБИЙСТВОМ. — Как уже говорилось, через короткое время Тимон кончает жизнь самоубийством. То же самое известно и о предателе Иуде: вышел, пошел и удавился.

• СНАЧАЛА ХОРОШИЙ, ПОТОМ ПЛОХОЙ. — Отметим также следующее обстоятельство. Вся драма «Тимон» четко делится на две части. В первой Тимон представлен как хороший человек, а во второй он стал человеконенавистником, проклинающим все и всех.

Но ведь это очень хорошо соответствует евангельской истории Иуды Искариота. Его жизнеописание тоже разделено на два этапа. Сначала он — апостол Иисуса, вроде бы хороший человек. Но потом все резко меняется, Иуда превращается в коварного предателя. То есть: сначала описан как хороший, а потом — стал плохим.