Рекомендуем

G коды с примерами jportal программа для написания кода.

Счетчики






Яндекс.Метрика

7. Три евангельских Волхва, встретившиеся с царем Иродом, и три женщины — вещие сестры, предсказавшие будущее Макбету и Банко

Согласно Евангелиям, три Волхва-царя явились к царю Ироду с вопросом: где родившийся Царь Иудейский? Они видели Его звезду на небе и пришли поклониться Ему.

«Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля. Тогда Ирод, тайно призвав Волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли» (Матфей 2:3—9).

Вскоре Волхвы пришли к Святому Семейству и поклонились Христу, принеся ему дары, рис. 3.11, рис. 3.12.

Рис. 3.11. Поклонение Волхвов. Йорг Ратгеб. Левая часть картины. Акварельная копия, сделанная Христианом Беккером (Christian Becker, XIX век). Взято из [1364:1], илл. 41

Коварный Ирод тут же увидел в Христе угрозу своему престолу и попытался убить Младенца (это — известная Вифлеемская резня). Так что явление Волхвов действительно привело к серьезной смуте в государстве.

Надо отметить, что Иисус и Иоанн Креститель были троюродными братьями, примерно одинакового возраста (на христианских картинах их часто изображали одновременно как младенцев), а потому оба были современниками царя Ирода. Поэтому Волхвы появились, скорее всего, уже при Иоанне Крестителе.

Поскольку мы начинаем понимать, что Макбет — это отражение Ирода, то следует ожидать, что «явление Волхвов» появится сейчас у Голиншеда и Шекспира. Все верно. Действительно этот сюжет появляется, причем в яркой форме. Мы цитируем.

Рис. 3.12. Поклонение Волхвов. Йорг Ратгеб. Правая часть картины. Акварельная копия, сделанная Христианом Беккером. Взято из [1364:1], илл. 42

«Случилось странное и неслыханное происшествие, которое... было причиною больших волнений в шотландском королевстве. Макбет и Банко... отделились от своих спутников и... весело скакали по полям и лесам. Вдруг на открытой поляне они заметили ТРЕХ ЖЕНЩИН странного и дикого вида, похожих на обитательниц прежнего мира (elder world)... Одна из них заговорила и произнесла: "Привет Макбету, тану Гламисса!" — А Макбет лишь недавно... наследовал танство Гламисское.

А третья закончила: "Привет Макбету, будущему королю Шотландии!"

— Другая сказала: "Привет Макбету, тану Кавдора!"

Тогда Банко сказал: "Что вы за женщины, столь неблагосклонные ко мне? Моему товарищу вы сулите и высокие должности и королевское достоинство, а мне — ничего".

Рис. 3.13. Макбет (царь Ирод), Банко (здесь Иисус) и три ведьмы (три евангельских Волхва). Картина известного англо-швейцарского живописца Фюсли (Henry Fuseli, 1742—1825). Взято из [971], т. 3, с. 458

— "Нет, — отвечала та, которая заговорила первою: — тебе мы обещаем большие блага, чем ему. Он будет королем, НО ЕГО ЦАРСТВОВАНИЕ ОКОНЧИТСЯ ПЕЧАЛЬНО, и он не оставит престола детям, а ты, наоборот, ТЫ ЦАРСТВОВАТЬ НЕ БУДЕШЬ, НО ОТ ТЕБЯ ПРОИЗОЙДУТ ТЕ, КОТОРЫЕ В ТЕЧЕНИЕ ДОЛГИХ ЛЕТ ОДИН ПОСЛЕ ДРУГОГО БУДУТ ЗАНИМАТЬ ПРЕСТОЛ ШОТЛАНДИИ".

Вымолвив это, женщины исчезли... Потом распространилась молва, что ЭТИ ЖЕНЩИНЫ БЫЛИ ВЕЩИМИ СЕСТРАМИ (weird sisters), или... богинями судьбы, или же какими-нибудь нимфами, феями, которые с помощью магии обрели дар прозревать будущее, ибо все случилось так, как они предсказали», с. 445.

Посмотрим теперь, что говорит Шекспир. Сразу скажем, что суть разговора в общем та же, но поэт более подробен и слегка по иному расставляет акценты. Если в изложении Голиншеда три вещие сестры представлены как богини судьбы, то есть весьма уважительно и доброжелательно, то Шекспир именует их также ведьмами (хотя почтительные слова — «вещие сестры» у него тоже есть), придавая, тем самым, некий оттенок мрачности их предсказанию. Кстати, по Шекспиру, они появляются перед Макбетом и Банко в громе и молниях, рис. 3.13—3.15. Стоит отметить, что многочисленные художники, изображавшие этот популярный шекспировский сюжет, уже, скорее всего, не понимали, что на самом деле они отображают знаменитую евангельскую сцену поклонения Волхвов.

Сравним евангельскую и голиншедовскую-шекспировскую версии.

• ТРИ ВЕЩИЕ СЕСТРЫ И ТРИ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ЦАРЯ-ВОЛХВА. — Явление трех вещих сестер-богинь явно отождествляется с появлением трех Волхвов-царей, согласно Евангелиям. Обе версии утверждают, что их слова-предсказания сыграли большую роль в судьбе всего царства и основных персонажей.

Рис. 3.14. Пляска ведьм. Картина английского художника Ричарда Вестола (Richard Westoll, 1765—1836). Взято из [971], т. 3, с. 461

Далее, все три вещие сестры, по Голиншеду, были женщинами. Сегодня считается, что все три евангельских Волхва были мужчинами. Но в книге «Библейская Русь» мы показали, что в действительности, среди Волхвов была одна женщина. Это — Мельхиор, рис. 3.16. Другие два волхва — Валтасар и Каспар — обычно изображаются мужчинами с бородами. Мы привели много старинных изображений, где Мельхиор совершенно явственно представлена женщиной. Данный сюжет очень интересен сам по себе и мы неоднократно обсуждали его (отсылаем к нашим указанным публикациям).

Между прочим, у Шекспира есть интересное замечание по этому поводу. Устами Банко он утверждает: «Вы женщины, НО БОРОДЫ ГУСТЫЕ СОВСЕМ ДРУГОЕ ГОВОРЯТ О ВАС», с. 460.

Рис. 3.15. Макбет, Банко и ведьмы. На самом деле это явление евангельских Волхвов к царю Ироду и Иисусу. Рисунок Вильгельма фон-Каульбаха (Wilhelm v. Kaulbach, 1805—1874). Взято из [971], т. 3, вклейка между с. 462—463

Совершенно прозрачный намек на то, что три «сестры» выглядят КАК МУЖЧИНЫ. Выходит, что Шекспир путался — были ли вещие сестры женщинами или мужчинами. Или же кто-то из них был мужчиной, а кто-то женщиной.

Причину путаницы мы уже объяснили: на самом деле двое Волхвов были бородатыми мужчинами, а одна — женщиной. Конечно, она была без бороды и, судя по многим старинным изображениям, красивой. Лишь потом, когда многое было забыто, всех трех царей Волхвов стали изображать мужчинами, причем женщину Мельхиор начали рисовать либо безбородым юношей, либо даже негром, рис. 3.17. Причины такого «превращения» (в умах летописцев и художников) см. в книге «Библейская Русь».

Рис. 3.16. Женщина Волхв Мельхиор. Фрагмент витража. Кельнский собор, «Окно трех Магов». Взято из [1017], илл. 53

Поэтому обе сравниваемые нами версии в этом отношении тоже заметно сближаются.

• ТРИ ВЕЩИЕ СЕСТРЫ = ТРИ ВОЛХВА ЯВИЛИСЬ К ЦАРЮ, А ТАКЖЕ К РОДОНАЧАЛЬНИКУ МНОГИХ ЦАРЕЙ. — Согласно Голиншеду и Шекспиру, три сестры-богини предстали перед правителем Макбетом, объявив его царем всего царства, и перед Банко, которому заявили, что сам он царем не будет, однако породит длинный ряд царей-потомков. О чем речь? Открывая Евангелия, мы сразу понимаем, в чем дело. Макбет — это царь Ирод. Он действительно правит всей Иудеей и в его руках реальная государственная власть: финансы, силовые структуры и т. п.

Кто такой Банко? С одной стороны, как мы увидим ниже, это пророк Иоанн Креститель. Но мы уже неоднократно сталкивались с тем, что некоторые старинные авторы путались, и отождествляли Иоанна с Христом. См., например, предыдущую главу. Но тогда все сразу становится ясно. В данной шеспировской-голиншедовской сцене, Банко — это юный Иисус. К которому ТОЖЕ ЯВИЛИСЬ ВОЛХВЫ. Ведь, согласно Евангелиям, трое Волхвов предстали перед двумя основными персонажами этой части повествования: перед царем Иродом и перед Младенцем Иисусом. Если Ирод — реальный царь, то Банко-Иисус — еще не царь в обычном смысле этого слова. Во-первых, он пока что Младенец, а во-вторых, по мнению евангелистов, даже во взрослом возрасте он не занимал царский престол. Хотя в то же время именовался Царем Иудейским и, как мы уже знаем, на самом деле, Андроник-Христос действительно был императором в Царь-Граде. Но Евангелия (дошедшие до нас в поздней редакции XIV—XV веков) придают титулу Царь Иудейский более отвлеченный, религиозный характер. Получается, что тот же символический оттенок мы видим и у Голиншеда с Шекспиром. Это — интересная параллель.

Далее, становятся понятными и слова сестер-богинь, что Банко хотя и не будет настоящим царем, зато породит множество потомков-царей. Все верно. Множество королей в самых различных регионах, начиная с XIII века стали христианами, то есть последователями Христа. Причем они были в такой же степени и «наследниками» Иоанна Крестителя (того же Банко), поскольку именно он начал крестить людей водой. В том числе Иоанн крестил и самого Христа! Поэтому в голиншедовской-шекспировской встрече Макбета и Банко с тремя вещими сестрами, Банко накладывается как на Иисуса (в большей степени), так и на Иоанна Предтечу (в меньшей степени).

Рис. 3.17. Поклонение Волхвов. Йорг Ратгеб. Якобы XV—XVI век. Взято из [1364:1], илл. 109

На рис. 3.13, рис. 3.14, рис. 3.15 показаны некоторые поздние живописные фантазии на эту тему (талантливые). Стоит отметить, что многочисленные художники, изображавшие этот популярный шекспировский сюжет, уже, скорее всего, не понимали, что на самом деле они отображают знаменитую евангельскую сцену поклонения Волхвов. Просто поразительно, до какой степени скалигеровская история «замутила» мышление людей и многое перевернуло с ног на голову. И теперь приходится «вычислять» истину. Иногда — довольно сложным образом.

И опять-таки, обратите внимание, что уважительное евангельское поклонение Волхвов описано Шекспиром в общем-то в скептическом тоне. То есть в уже знакомом нам духе анти-Евангелия. Вместо трех благообразных царей-Волхвов появились три зловещие ведьмы. Они перебрасываются, например, такими репликами:

«Первая ведьма: Где ты была, сестра?

Вторая ведьма: Свиней душила...

Первая ведьма: Шкипера мизинец. Он спешил обнять жену и, дойдя, пошел ко дну», с. 460. И тому подобное.

Английские зрители в театре, надо полагать, искренне веселились над этими юмористическими и слегка вульгарными пассажами. Через некоторое время, после широкого распространения шекспировских пьес, к этим восторгам присоединились и некоторые зрители на континенте.

Мы видим, что поэт, или его редактор, откровенно посмеялись над Волхвами-Царями. Напомним, кстати, что Волхвы пришли из Руси-Орды; это еще добавляло поводов для насмешек в «прогрессивной» западно-европейской аудитории шекспировского времени. Следует отметить, что «Поклонение Волхвов» — один из самых популярных и канонических сюжетов в старинной живописи и иконографии. В эпоху Великой Империи эти образы были всем известны и являлись одним из официальных символов апостольского христианства во всем Царстве. С которым боролись реформаторы. Поэтому один из «скептических ударов» был нанесен, в частности, по этой евангельской истории. Уважаемых Волхвов изобразили в виде диких ведьм! Приверженцев Великой Империи это, конечно, задевало и раздражало, но у рвущихся к власти «прогрессивных реформаторов» все это вызывало восторг. Как, мол, смело и прогрессивно! Художник имеет, дескать, право на свое видение мира (пусть и очень развязное): Волхвы — это косматые ведьмы, душащие свиней! Прочь неправильные замшелые имперские традиции! Мы установим свои, правильные. И тому подобное... В ход пошла откровенная демагогия разрушения.

Вероятно, в эпоху XVII века подобные литературные произведения — иногда весьма талантливые — были своего рода «диссидентской литературой», с помощью которой реформаторы в Западной Европе расшатывали идеологические и религиозные устои Великой Империи. Распространяли скепcис и неверие, вносили смуту в умы. В такой атмосфере легче было организовать переворот в метрополии Империи и раскол Царства. Что и было грамотно и цинично сделано в начале XVII века.