Счетчики






Яндекс.Метрика

32. Шекспировский Полоний — это отражение евангельского Понтия Пилата

В шекспировской трагедии упоминается любопытный персонаж — Полоний, отец Офелии и Лаэрта. Саксон Грамматик тоже знает историю Полония, хотя и не называет его по имени, ограничиваясь указанием, что это был друг и советник Фентона (Клавдия). Как мы сейчас покажем, Полоний является фантомным отражением евангельского римского прокуратора Понтия Пилата. Эта параллель туманна, но суть дела все-таки проступает из-под поздних литературных наносов. Перейдем к сути дела.

• СОВЕТНИК И ПОДДАННЫЙ. — По Шекспиру, Полоний является придворным советником короля Клавдия. Именно он рекомендует ему устроить встречу Гамлета с королевой, чтобы подслушать их разговор и выяснить истинные намерения принца.

Согласно Евангелиям и христианским источникам, римский прокуратор Понтий Пилат осуществлял власть Рима в Иудее, был имперским наместником. Он подчинялся римскому императору Тиберию. Кроме того, советовался с иудейским царем Иродом и первосвященниками. Таким образом, в параллелизме «Пилат = Полоний» дубликатом короля Клавдия является, вероятно, обобщенный образ, «склеенный» из императора Тиберия, царя Ирода и иудейских первосвященников-фарисеев, врагов Христа.

• ПОЛОНИЙ-ПИЛАТ В ОБЩЕМ НЕПЛОХО ОТНОСИТСЯ К ГАМЛЕТУ-ХРИСТУ. — По словам Шекспира, Полоний уважает Гамлета и в целом относится к нему доброжелательно. Тем более, что, как считается, принц влюблен в его дочь Офелию. Это льстит Полонию, хотя он ведет себя очень осторожно.

Аналогично, евангельский Понтий Пилат настроен к Иисусу доброжелательно. Под давлением фарисеев и первосвященников, обвиняющих Христа в нарушении обычаев, прокуратор допрашивает Иисуса, но не находит за ним никакой вины и даже хочет отпустить. Но этому категорически воспротивились иудеи. Лишь после этого Пилат «умыл руки», снимая с себя ответственность, и передал Христа на казнь, рис. 2.76, рис. 2.77.

• БЕСЕДА (ОДИН НА ОДИН) ПОЛОНИЯ-ПИЛАТА С ГАМЛЕТОМ-ХРИСТОМ. — Шекспир описывает беседу Полония с принцем. Разговор происходит без свидетелей. Полоний пытается выведать истинную причину странного поведения Гамлета, с. 99. Разговор «не клеится». Полоний задает то один, то другой вопрос, на что принц отвечает вроде бы невпопад, хотя при ближайшем рассмотрении становится понятно, что его слова вовсе не безумны, а полны смысла. В результате собеседники расстаются «ни с чем». Полоний откровенно удивлен и недоумевает.

Похожая сцена описана и в христианских источниках. «Иисус же стал пред правителем. И спросил Его правитель: Ты Царь Иудейский? Иисус сказал ему: ты говоришь. И когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал. Тогда говорит Ему Пилат: не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя? И не отвечал ему ни на одно слово, так что ПРАВИТЕЛЬ ВЕСЬМА ДИВИЛСЯ» (Матфей 27: 11—14).

Рис. 2.76. Пилат и Иисус. Йорг Ратгеб. Якобы XV—XVI век. Взято из [1364:1], илл. 28

Евангелист Иоанн здесь более подробен: «Тогда Пилат опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский? Иисус отвечал ему: от себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне? Пилат отвечал: разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал? Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда. Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем» (Иоанн 18:33—38).

Хотя беседы двух указанных персонажей, согласно Евангелиям, и, согласно Шекспиру, внешне непохожи, однако их сближает то, что собеседник Гамлета-Христа явно не понимает его ответов и безуспешно пытается найти в них простой и понятный смысл. «Оба» философских разговора получились «вязкими», неконкретными. Повторим, что в обеих версиях беседа происходит один на один, без свидетелей.

• ПОЛОНИЙ-ПИЛАТ БЕЗУСПЕШНО ПЫТАЕТСЯ «ВЫГОРОДИТЬ» ГАМЛЕТА-ХРИСТА, ОТВЕСТИ ОТ НЕГО ОПАСНОЕ ОБВИНЕНИЕ. — Полоний устроил встречу Гамлета с Офелией. Беседу подслушали король Клавдий и сам Полоний, с. 105—106. Клавдию стало ясно, что принц вынашивает некий замысел, опасный для него. Подозрения Клавдия еще более укрепились, о чем он напрямую сообщает Полонию. Тем не менее, Полоний продолжает настаивать, что оснований для серьезного беспокойства нет, что причина «недомогания» Гамлета всего лишь в его несчастной любви к Офелии: «НО Я ЕЩЕ УВЕРЕН, ЧТО ИСТОЧНИК ЕГО ТОСКИ — НЕСЧАСТНАЯ ЛЮБОВЬ», с. 107. Тем самым, Полоний явно выгораживает Гамлета перед злобным королем, укрепляющемся в своем намерении убить принца. Однако это «выгораживание» не очень уверенное и боязливое.

Очень похожая картина встает и со страниц Евангелий. После беседы с Иисусом, Пилат «вышел к Иудеям и сказал им: Я НИКАКОЙ ВИНЫ НЕ НАХОЖУ В НЕМ» (Иоанн 18:38). И далее: «С этого времени Пилат искал отпустить Его. Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю» (Иоанн 19:12).

Именно после этого Пилат испугался, «умыл руки», снял с себя ответственность за смерть Христа и передал Его на распятие. В Евангелии от Петра (считаемом сегодня апокрифическим) «приговор Иисусу выносит именно Ирод, а Пилат совершенно устраняется от суда и даже ходатайствует перед тетрархом о выдаче тела казненного (2.4). Стремление к оправданию Пилата прослеживается также в "Евангелии от Никодима" и других апокрифических сочинениях той эпохи» [307], с. 199.

Мы видим хорошее соответствие двух версий.

• ПОПЫТКИ ПОЛОНИЯ-ПИЛАТА СПАСТИ ГАМЛЕТА-ХРИСТА КОНЧИЛИСЬ НЕУДАЧЕЙ. — В обеих версиях сказано, что, несмотря на стремление Полония-Пилата отвести от Гамлета-Христа обвинение, у него ничего не вышло. Принц вскоре был убит усилиями Клавдия и Лаэрта, а Христос вскоре был распят усилиями первосвященников и фарисеев, вопреки желанию Пилата.

• ПРЕНЕБРЕЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ ЕВАНГЕЛИСТОВ И ШЕКСПИРА К ПОЛОНИЮ-ПИЛАТУ. — Образ Полония, нарисованный Шекспиром, не вызывает к нему сочувствия. Гамлет справедливо говорит: «Ты, жалкий, суетливый шут», с. 116. Все, что делает Полоний, носит сумбурный и безвольный характер. Его осторожность смахивает на трусость. Его идея спрятаться за ковром и подслушивать разговор Гамлета с Гертрудой — тоже характеризует Полония не с лучшей стороны.

Рис. 2.77. Пилат и Иисус. Йорг Ратгеб. Якобы XV—XVI век. Взято из [1364:1], илл. 84

Аналогично, Понтий Пилат изображается первоисточниками обычно скептически. Хотя он стремился помочь Иисусу, но в конце концов струсил, когда из уст иудеев громко зазвучало обвинение Пилата в нелояльности к римскому цезарю. Прокуратор испугался и выдал Христа на казнь. При этом публично умыл руки, объявляя тем самым, что «он не виноват». Тем не менее, «евангельский облик Пилата, равнодушного и слабовольного римского правителя, распявшего Иисуса в угоду толпе иудеев, с течением времени претерпел эволюцию... В истории христианства все чаще стал встречаться взгляд на Пилата как на искреннего, хотя и безуспешного защитника Иисуса» [307], с. 442.

Шекспир и Грамматик оба считают, что Полоний СПРЯТАЛСЯ за ковром или под соломенной подстилкой. Может быть, этот эпизод является символическим отражением того факта, что испуганный Пилат «умыл руки», отказался от дальнейшей поддержки Иисуса, то есть как бы СПРЯТАЛСЯ от ответственности.

• ГАМЛЕТ-ХРИСТОС НЕЧАЯННО СТАЛ ПРИЧИНОЙ ГИБЕЛИ ПОЛОНИЯ-ПИЛАТА. — Коротко говоря, Полоний-Пилат погиб «из-за Гамлета-Христа». Согласно Шекспиру и Грамматику, Полоний спрятался за ковром (под соломенной подстилкой, по Грамматику), дабы подслушать беседу принца с матерью. Гамлет почувствовал неладное и, услышав шум за ковром, выхватил шпагу и пронзил ею прятавшегося Полония. Несчастный умер на месте. На самом деле Гамлет думал, что закалывает короля, однако ошибся. ОН НЕ ХОТЕЛ УБИВАТЬ ПОЛОНИЯ, который не сделал ему ничего плохого и, напротив, даже слегка пытался выгородить принца перед Клавдием.

«Гамлет (Полонию): Ты, жалкий, суетливый шут, прощай. Тебя я высшим счел: возьми свой жребий! Ты видишь, поспевать везде — опасно», с. 116. См. рис. 2.78, рис. 2.79.

И далее: «Тебя, старик, тебя мне жаль! Судьбе угодно было, чтоб я тобой, а ты был мной наказан: она меня бичом твоим избрала», с. 119. Так что Гамлет сожалеет об этой случайной смерти Полония.

Теперь обратимся к Понтию Пилату. Евангелия ничего не говорят о гибели прокуратора. Однако устойчивая христианская традиция утверждает, что Пилат был убит, причем именно «из-за Христа». Современным историкам очень не нравятся эти свидетельства и они упорно объявляют их «псевдоисторическими» [307], с. 447. Однако, как мы теперь понимаем, подобные голословные обвинения основаны исключительно на скалигеровской ошибочной версии истории. А потому отношение к старинным документам теперь может измениться: не исключено, что по крайней мере некоторые из них говорят правду. Которую историки упорно пытались уничтожить.

Итак, согласно, например, известному тексту «Возношение Пилата», дело было так. «В славянских рукописях далее следует рассказ о суде и смерти Пилата, являющийся переводом другого греческого сочинения "Предание Пилата" (в смысле "предание на смерть"). Вкратце содержание его таково: прочтя донесение Пилата, Кесарь Тиверий приказывает ему прибыть в Рим. Там... происходит допрос смещенного наместника: по какой причине он распял безвинного человека, сотворившего столько чудес и знамений? Пилат оправдывается тем, что вынужден был уступить иудеям. Придя в ярость, Тиверий посылает в Иерусалим военачальника Ликиана покарать беззаконных иудеев, А ПИЛАТУ ВЕЛИТ ОТСЕЧЬ ГОЛОВУ. Перед казнью Пилат, в душе уже христианин, поднимает глаза к небу и, обращаясь к Иисусу, говорит: "Ублажат Тебя все роды..." Отсеченную голову Пилата подхватывает ангел и уносит на небо... Таким образом, в апокрифической литературе судья Иисуса становится едва ли не первым, кто пострадал за него» [307], с. 450.

Рис. 2.78. Смерть Полония (= Понтия Пилата). Гамлет: Ты, жалкий, суетливый шут, прощай! Из литографий Делакруа (Eugene Delacroix). Взято из [971], т. 3, с. 119

Итак, Пилату отрубили голову «из-за Христа». Тем самым, Иисус невольно стал причиной гибели римского прокуратора.

Мы видим, что обе версии — и шекспировская и христианская — четко говорят, что Полоний-Пилат погиб «из-за Гамлета-Христа». Причем Гамлет сразил Полония случайно, метя совсем в другого человека. Целился в одного, а попал в другого. Аналогично и Христос, сам того не желая, стал причиной смерти Понтия Пилата. Мы видим хороший параллелизм.

• ЗАКОЛОТ МЕЧОМ ИЛИ ЗАКОЛОЛСЯ КИНЖАЛОМ. — Гамлет ЗАКОЛОЛ Полония своей шпагой. А что известно про смерть Пилата? Сказание «Смерть Пилата», настойчиво объявляемое историками апокрифическим, сообщает, что Пилат ЗАКОЛОЛСЯ кинжалом: «Приказал тогда император содержать Пилата в тюрьме, пока не решат мудрецы на совете, что надлежит с ним делать. И через несколько дней вынесли приговор Пилату, дабы казнен он был позорнейшей смертью. Проведав об этом, собственноручно СВОИМ ЖЕ КИНЖАЛОМ СЕБЯ ПИЛАТ ПОРЕШИЛ и такою вот смертью жизнь свою закончил» [29], с. 123—124. Итак, в обеих версиях смерть происходит из-за удара меча или кинжала.

• ТРУП ПОЛОНИЯ СБРОШЕН В СТОЧНУЮ ТРУБУ, А ТРУП ПИЛАТА БРОСИЛИ В РЕКУ ТИБР, А ПОТОМ — В РОДАН-РЕКУ. — Вглядимся пристальней в обстоятельства смерти Полония-Пилата. Шекспир не уточняет — что стало дальше с трупом Полония. А вот Грамматик сообщает важные подробности. Гамлет «тело его (Полония — Авт.) разрубил на части, ошпарил кипятком и сбросил через открытое отверстие сточной трубы на корм свиньям, покрыв жалкими останками зловонную грязь».

Рис. 2.79. Гамлет убивает Полония. Знаменитый английский актер Кембл (Kemble, 1757—1823) в роли Гамлета. Взято из [971], т. 3, с. 117

Тем самым, мы видим два факта: тело Полония разрублено и сброшено в сточную канаву, то есть в грязную воду. Перед этим куски трупа были ошпарены кипящей водой.

Оказывается, это хорошо согласуется с данными о гибели Понтия Пилата. Во-первых, как мы уже сказали, он закололся, или ему отрубили голову. Поэтому мнение Грамматика, что тело Полония было РАЗРУБЛЕНО, вполне соответствует свидетельствам христианских текстов о Пилате.

Во-вторых, по словам Грамматика, тело Полония оказалось в грязной воде. Про Пилата же, оказывается, есть вторая версия его смерти: считали, что он утонул. В латинском варианте «Предания Пилата [на смерть]» сказано, что Тиберий «немедленно вызвал к себе Пилата, последний явился к императору с чудесной одеждой, снятой с Иисуса, которую Тиберий забрал себе, а самого Пилата сослал в галльский город Вьенну, ГДЕ ТОТ И ПОГИБ, УТОНУВ В ВОДНОЙ ПУЧИНЕ» [307], с. 451.

А Сказание «Смерть Пилата» сообщает сведения, еще более сближающие гибель римского наместника со смертью Полония: «А потом привязали тело Пилата к огромному камню И БРОСИЛИ В РЕКУ ТИБР. Но злые духи, радуясь все как один скверному трупу, в волнах бесновались... так что объял всех вокруг страх непомерный. И потому, выловив труп из Тибра, отвезли его римляне ради насмешки в Виенну и бросили там в Родан-реку, ибо Виенна считалась тогда проклятым местом» [29], с. 124.

Таким образом, объединяя славянскую и латинскую версии старинного текста, мы обнаруживаем, что по одной версии ПИЛАТ ЗАКОЛОЛСЯ ИЛИ ЕМУ ОТРУБИЛИ ГОЛОВУ, ПОСЛЕ ЧЕГО ЕГО ТРУП СБРОСИЛИ В ВОДУ.

Но ведь это прекрасно согласуется с рассказом Грамматика о гибели Полония: ОН БЫЛ ЗАКОЛОТ, ТЕЛО РАЗРУБЛЕНО И БРОШЕНО В ГРЯЗНУЮ ВОДУ. Мы видим хорошее соответствие обеих версий.