Рекомендуем

Смотрите информацию натяжные потолки у нас.

Поиск



Счетчики






Яндекс.Метрика

Брук Питер (р. 1925)

Английский режиссер и художник-постановщик, признанный многими самым значительным интерпретатором Шекспира во второй половине XX века. В 1945 году Барри Джексон пригласил только что окончившего Оксфорд Брука поставить пьесу «Король Джон» в театре «Бирмингем рипертори». Став в том же году главным режиссером Шекспировского мемориального театра, Джексон дал Бруку возможность поставить «Бесплодные усилия любви» (1946) с блестящей сценографией в духе живописи Ватто. За этим спектаклем последовали «Ромео и Джульетта» (1947), очень мрачная «Мера за меру» (1950) с Джоном Гилгудом и «Зимняя сказка» (1951) в Лондоне — где играл тот же Гилгуд.

В 1950-е годы молодой еще Брук проявил себя как крупный режиссер, часто привлекающий внимание зрителей к малоизвестным пьесам. Самым знаменитым из таких спектаклей был поставленный в Шекспировском мемориальном театре «Тит Андроник» (1955) — оправдание трагедии, которая считалась самой худшей пьесой Шекспира. Заглавную роль сыграл Лоуренс Оливье, внесший в нее несомненный трагический размах.

В том же 1955 году Брук поставил «Гамлета». Спектакль поразил публику и критиков яростным ритмом, начавшимся с первой же секунды действия. Этот ритм то ускорялся, то перемежался внезапными паузами. Другими важными деталями были отсутствие фатальности и устремленность к обострению контрастов. Сценография, которую делал не сам Брук, а Жорж Вакевич, представляла собой единую установку, где менялись лишь некоторые детали. Декорация не отличалась зрелищностью.

«Гамлет» Брука с Полом Скофилдом в главной роли сравнивали с эпохальным спектаклем Тони Ричардсона «Оглянись во гневе», который был поставлен через год.

В 1957 году была поставлена «Буря» с Гилгудом в роли Просперо. Однако постановка той же «Бури» в 1968 году в «Раундхаузе» отличалась таким сомнительным авангардизмом, что о ней предпочли не упоминать даже противники Брука. По словам А. Бартошевича, этот эксперимент «ясно свидетельствовал о духовном кризисе, постигшем режиссера, об опасном тупике, в котором оказалось его искусство».

В 1962 году Брук поставил уже в новом, Королевском шекспировском театре, «Короля Лира» с Полом Скофилдом в главной роли. В 1970 году на основе этого спектакля Бруком был снят кинофильм, где Лира также играл Скофилд. Тогда же Брук поставил свой самый, наверное, знаменитый спектакль — «Сон в летнюю ночь». И фильм, и спектакль означали выход из того тупика, о котором говорилось выше.

Было бы неверно называть фильм «Король Лир» киновариацией театральной постановки; скорее, постановка была его черновиком (хотя, помимо Скофилда, оттуда заимствованы Айрин Уорт — немолодая Гонерилья, Том Флеминг — мощный Кент, некоторые другие актеры). Дело не только в неизбежных изменениях; сами киноприемы обогатили работу Брука. Особенно впечатляет показанная подряд смерть всех трех сестер: убийство Гонерильей Реганы, ее собственное самоубийство, повешение Корделии.

Одновременно Брук организовал в Париже Международный Центр Театрального Исследования. Для этого Центра он поставил три пьесы Шекспира на французском языке (в прозаических переводах): «Тимон Афинский» (1974), намекавший на западноевропейский нефтяной кризис, суровую «Меру за меру» (1978), изображавшую общество, которое находится в руинах, и уже четвертую по счету «Бурю» (1990), которую Брук объявил своей заключительной постановкой Шекспира (еще ранее, в 1978 году, он поставил в Королевском шекспировском театре «Антония и Клеопатру»). Тем не менее в 2000 году 75-летний Брук вновь обращается к «Гамлету».

Из не имеющих отношения к Шекспиру спектаклей Брука заслуживает внимание девятичасовая постановка древнеиндийского эпоса «Махабхарата», получившая международный триумф. Стиль и методы «Махабхараты» повлияли на последнюю «Бурю».

Творчество Брука всегда отличалось постоянным поиском. «Брука бессмысленно искать там, где он только что был», — заметил Бернард Левин.

Бруком написана книга «Пустое пространство», значительная часть которой посвящена постановкам Шекспира.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница