Поиск



Счетчики






Яндекс.Метрика

Биографические книги и очерки Шекспире

В течение XVII века предпринимались попытки собрать информацию о жизни и деятельности Шекспира (достаточно бессистемно). Делалось это разными людьми — к примеру, Джоном Уордом, Джоном Доудэллом, Джерардом Лонгбэйном и Томасом Фуллером. Однако первая биография была написана Николасом Роу в 1709 году и предваряла вышедшее под его редакцией собрание сочинений Шекспира. Роу писал биографию на основе материалов, собранных для него лично бывавшим в Стратфорде актером Томасом Беттертоном. Достаточно небрежная и неточная, эта биография перепечатывалась с изменениями в подавляющем большинстве собраний Шекспира, выходивших в XVIII веке. По иному пути пошел Эдвард Мэлоун, который во вступительной статье к подготовленному им собранию 1790 года использовал результаты собственных хронологических исследований, и предложенная им датировка пьес долгое время являлась общепринятой. В статье было приведено много нового для того времени материала. Большое значение имело разоблачение Мэлоуном фальсификаций Айеленда. Можно смело сказать, что именно Мэлоун положил начало действительно научному изучению биографии Шекспира. Незаконченная попытка фундаментальной биографии появилась после смерти Мэлоуна в Первом Вариоруме (1821).

В течение девятнадцатого столетия вклад в изучение связанных с биографией Шекспира фактов вносился в основном любителями старины — такими, как Р.Б. Уэлер, который, публикуя новую информацию, одновременно во многом повторял Роу, и особенно Хэливелл-Филлиппс, чьи объемистые, пространные и на удивление обстоятельные исследования обладали ценностью и имели большое влияние. Их итогом явились «Наброски к "Жизни Шекспира"» — книга, которая разрослась от 192-страничного первого издания до двухтомного и 848-страничного седьмого (1887). В 1830-е годы исследование шекспировской биографии изрядно запутали мистификации Колльера, хотя нельзя не отметить, что он сделал и много гениальных находок.

Большая книга Эдварда Даудена «Шекспир: критическое исследование его личности и творчества» (1875) не добавила никаких документальных свидетельств, но была, без сомнения, глубоко оригинальна в своей попытке сочетать изучение произведений Шекспира с изучением его личности и показать, насколько это возможно, развитие его интеллекта и характера от юности до зрелых лет. Большим влиянием пользовалась книга Сидни Ли (чуть ранее появилась его статья о Шекспире в «Национальном биографическом словаре», инициатором и редактором которого являлся сам Ли) «Жизнь Уильяма Шекспира» (1898). Эта книга обобщила многие новые факты, обнаруженные разными учеными во второй половине XIX века, и долгое время считалась канонической биографией.

Исследователи, сами не писавшие биографий, продолжали и в дальнейшем находить новую информацию. Особенно следует отметить американских шекспироведов С.У. и Х.А. Уоллесов, которые в 1905 году обнаружили документы об участии Шекспира в качестве свидетеля по судебному делу Беллот — Манжо. Другой американец, Джозеф Куинси Адамс, в 1923 году выпустил свою «Жизнь Уильяма Шекспира», которая составила серьезную конкуренцию книге Ли. Особенный интерес представляло то, что Адамс подробно описал на основе имеющихся сведений театральное окружение Шекспира.

В 1930 году появилась монументальная и до сих пор не теряющая своей важности книга Э.К. Чамберса «Уильям Шекспир: исследование проблем и фактов» (в двух томах). Ученый мало заботился о логической последовательности повествования и о так называемой «читабельности». Чамберс представил исчерпывающий научный синтез того, каким было состояние современных ему знаний касательно буквально каждого факта жизни и деятельности Шекспира. Предложенная Чамберсом хронологическая датировка пьес до сих пор в целом остается общепринятой, хотя по поводу датировки некоторых пьес мнения шекспироведов разошлись.

Э.И. Фрипп в своем посмертно вышедшем двухтомнике «Шекспир: человек и художник» (1938) уделил много внимания стратфордскому окружению Шекспира. В этой книге содержатся порой фантастические, но очень колоритные детали. Лесли Хотсон, с энтузиазмом работавший в архивах, сосредоточился в первую очередь на лондонской театральной сцене. Его книги «Шекспир против Шеллоу» (1931), «Я, Уильям Шекспир» (1937) и «Датировка шекспировских сонетов» (1949), так же, как и монография Фриппа, представляют интерес прежде всего благодаря отдельным деталям. Книга М.М. Риса «Шекспир: его мир и его труд» (1953) положила начало «романизированным» биографиям Шекспира в духе популярных произведений Стефана Цвейга и Андре Моруа. Написанная в строго научном стиле монография Марка Экклиса «Шекспир в Уорвикшире» (1961), несмотря на типичную в те годы для западных гуманитарных наук тенденцию к «локальным» исследованиям, внесла в изучение шекспировской биографии несомненный вклад В своей книге «Шекспир: потерянные годы» (1985) Э.А. Дж. Хонингмэнн, пытаясь решить проблему утраченных лет, выдвигает немало предположений о ланкаширских связях Шекспира.

Классическим исследованием биографических книг о Шекспире остается фундаментальная работа С. Шенбаума «Биографии Шекспира» (1970, в 1991 году вышло расширенное и дополненное издание). Эта книга была задумана в качестве подготовительного исследования для создания собственной биографии Шекспира, которую Шенбаум так и не успел написать (возможно, он сам отказался от этого желания). Вышла во многом продолжавшая традиции Чамберса (но в более доступной форме) роскошно иллюстрированная книга «Уильям Шекспир: документальная биография» (1975), исчерпывающе излагавшая достоверно известные факты из жизни Шекспира, но практически не касавшаяся его творчества. Спустя два года появилась новая редакция книги — с меньшим количеством иллюстраций и под названием «Краткая документальная биография Шекспира». В 1985 году это второе издание было переведено на русский язык А. Аникстом и А. Величанским. В 1981 году Шенбаум выпустил в дополнение к предыдущей работе монографию «Уильям Шекспир: записи и образы» (1981).

Поскольку архивные исследования становятся все менее плодотворными — хотя некоторые открытия и продолжают совершаться, — биографы все более склоняются к тому, чтобы интерпретировать жизнь Шекспира в контексте его творчества и его времени (естественно, в соответствии со своим взглядом на Шекспира). Так, несмотря на то, что А.Л. Роуз и сделал несколько свежих открытий, его энергично и со знанием дела написанный «Уильям Шекспир» (1963) ценен в первую очередь благодаря описанию исторической обстановки. В «Уильяме Шекспире. Гений и его эпоха» Энтони Бёрджесса, пусть эта книга и написана не в художественной форме, чувствуется стиль знаменитого романиста, автора «Механического апельсина». Многие считают книгу Бёрджесса пародийной «контрбиографией», развивающей тему антигероя, на которой был построен упомянутый роман (с такой оценкой нельзя согласиться). Гэри О'Коннор в своей монографии «Уильям Шекспир: жизнь» (1991) попытался совместить научное исследование с эмоционально написанной романизированной биографией. Подобные тенденции прослеживаются и в других наиболее интересных книгах последнего времени, к которым можно отнести «Молодого Шекспира» (1988), «Жизнь и время Уильяма Шекспира: поздние годы» (1992) Рассела Фрэзера, а также фундаментальную и в то же время элегантную монографию «Шекспир: жизнь» (1998) Марка Хонана.

В нашей стране вплоть до середины XX века не появлялось серьезных биографий Шекспира. В ряду многочисленных биографических очерков можно выделить лишь очерк С.А. Венгерова (1904), написанный для выпущенного им собрания сочинений Шекспира. В 1947 году вышла книга М. Морозова «Шекспир», а в 1964 году, к 400-летию со дня рождения Шекспира, А. Аникст опубликовал в серии «Жизнь замечательных людей» свою книгу под тем же названием.

Советские авторы в основном опирались на работы зарубежных, в первую очередь, британских шекспироведов; главные различия были во взгляде на личность Шекспира и его мировоззрение. Вообще, можно сделать вывод, что советских, а теперь и российских литературоведов (за исключением тех, у кого вызывает повышенный интерес шекспировский вопрос) гораздо больше волновало и волнует творчество Шекспира, нежели его биография.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница