Счетчики






Яндекс.Метрика

Беттертон Томас (1635—1710)

Ведущий английский актер периода Реставрации, которого часто сравнивают по таланту с Бёрбеджем и Гарриком. Начал свою трудовую жизнь как подмастерье книготорговца Джона Холдена (отца одной из первых английских актрис). Холден познакомил Беттертона со своим другом, драматургом и поэтом Уильямом Давенантом, и с января 1661 года бывший подмастерье вошел в состав Труппы Герцога, антрепренером которой был Давенант. Беттертон сразу же блестяще дебютировал, сыграв Гамлета.

В ближайшие годы он играл сэра Тоби Белча в «Двенадцатой ночи», Генриха VIII и Макбета. Давенант, заставший еще Слуг короля, для которых он даже написал две пьесы, рассказывал Беттертону, как играли Джон Лоуин, ставший участником шекспировской труппы в возрасте семнадцати лет (1603) и успевший еще сотрудничать с самим Шекспиром, а также Джозеф Тэйлор, который пришел после смерти Бёрбеджа, в 1619 году, и стал ведущим актером. Когда в 1630 году умер Джон Хеминг, последний из тех, кто входил в ближайшее окружение Шекспира, Тэйлор и Лоуин возглавили Слуг короля. Таким образом, хотя Беттертон и играл в адаптациях, он сохранил некоторые традиции шекспировского времени и того периода, который за этим временем следовал.

После смерти в 1668 году Давенанта Беттертон занял место антрепренера (большую помощь ему оказывала жена, актриса Мэри Беттертон). В 1682 году он стал руководителем Объединенной Труппы, которую образовали Труппа герцога и Труппа короля. Еще до этого он играл в таких известных адаптациях, как «Троил и Крессида» Драйдена (1678) и «История короля Лира» Тэйта (1681). В репертуар Беттертона входили также адаптации «Тимона Афинского», «Отелло» и «Меры за меру» (1700), где он сыграл роль Анджело. «Генриха IV» Беттертон адаптировал сам и исполнил там роль Фальстафа. К полуоперному стилю принадлежала новая адаптация «Бури», музыку к которой написал знаменитый композитор Генри Пёрселл.

Трижды Беттертон гастролировал во Франции. После прихода в 1702 году к власти королевы Анны его труппа стала театром Королевы, местом спектаклей которого был Хеймаркет, а впоследствии Друри-Лэйн.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница