Счетчики






Яндекс.Метрика

Холл Питер, сэр (р. 1930)

Английский режиссер. Будучи студентом Оксфорда, принимал активное участие в театральной жизни университета. Затем был приглашен в лондонский театр «Артс». Хотя там он ставил современные пьесы и успеха добился постановкой авангардистского «В ожидании Годо» Беккета, в 1956 году Холл был приглашен в Шекспировский мемориальный театр одним из двух главных режиссеров Энтони Куэйлом.

Как и Брук за десять лет до этого, Холл дебютировал постановкой «Бесплодных усилий любви». Такого же триумфа он не добился, однако рецензии получил хорошие. Спектакль был строго выстроен и эстетически элегантен.

Тогда же подал в отставку Куэйл, который получил хорошие предложения в США. Оставшийся единственным главным режиссером, Глен Байем Шоу предложил включить в руководство и Холла, которого он называл театральным гением, видел в молодом режиссере своего преемника. Когда в 1958 году об этом было официально объявлено, Холл заявил, что после его прихода в театре не будет никаких революционных перемен. Это вполне подтверждалось его безупречными спектаклями — «Цимбелином» (1957), «Двенадцатой ночью» (1958), действие которой было перенесено во времена Карла I, что по тем временам было уже вполне стандартным решением. Последний спектакль был показан на гастролях в Москве.

В 1959 году Холл ставит «Сон в летнюю ночь». Действие происходило во дворе елизаветинского замка; лирические герои были одеты в пышные костюмы того времени, но при этом ходили босиком. Впрочем, их образы решены были довольно традиционно, а вот эльфы и феи напоминали современных уличных подростков. «Кориолан» (1959) ставился Шекспировским мемориальным театром специально для Лоуренса Оливье. Холл отступил на задний план, занимаясь лишь продумыванием мизансцен. Однако именно он создал очень оригинальный финал. Кориолана убивали на вершине лестницы, и он падал, повисая вниз головой; два актера подхватывали его и держали. Намеренная параллель с казнью Муссолини была очевидна. Ранний период Холла завершился постановкой «Троила и Крессиды» (1960). На сцене располагался восьмиугольник, полный белого песка; задник был окрашен цветом засохшей крови. Холлу удалось точно передать шекспировскую идею кровавой резни, характерную для этой пьесы.

Сам же он занимался интригами. Обещание об отсутствии революционных перемен было отброшено прочь, и уже в 1959 году возникла идея о реформации театра. Глен Байем Шоу, понимая, что ему здесь больше нет места, подал в отставку; Холл, стольким ему обязанный, не стал его удерживать и, естественно, занял пост главного режиссера. Он пригласил в дирекцию театра Питера Брука, а также Пегги Эшкрофт (Холл нуждался в поддержке старшего поколения).

В 1963 году, уже в Королевском шекспировском театре, Холл поставил «Войну Роз», основанную на «Генрихе VI» и «Ричарде III». Композицию спектакля делал приглашенный им в качестве помощника бывший товарищ по Оксфорду режиссер Джон Бартон. Бартон превратил три части «Генриха VI» в две, и «Война Роз» стала из тетралогии трилогией. Еще ярче это проявилось год спустя, когда в дни четырехсотлетия Шекспира состоялась премьера нового спектакля, основанного на «Генрихе IV» и «Генрихе V». «Ричард II» оказался забыт.

В 1965 году Питер Холл поставил «Гамлета», пригласив на главную роль молодого актера Дэвида Уорнера. Уорнер играл современного студента: нельзя забывать, что это происходило за несколько лет до молодежных волнений во Франции.

Как раз в 1968 году, когда они произошли, Холл оставил реформированный им театр. В течение нескольких лет он ставил оперы и современные пьесы, однако в 1973-м заменил Оливье на посту руководителя Национального театра. Здесь он поставил десять пьес Шекспира, включая и те, которые уже ставил раньше с большим успехом, — «Гамлет» (1976) и «Кориолан» (1984). В 1988 году Холл простился с Национальным театром, создав напоследок трилогию из поздних пьес («Цимбелин», «Зимняя сказка», «Буря»).

В этом же году он создал свою труппу, которая стала выступать в здании Олд Вик. Холл поставил «Венецианского купца» (1989), третьего «Гамлета» (1994) и «Короля Лира» (1997). В Королевском шекспировском театре он поставил «Все хорошо, что хорошо кончается» (1992).

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница