Счетчики






Яндекс.Метрика

Ленский Александр Павлович (1847—1908)

Русский актер, режиссер, педагог. С 1876 года играл в Малом театре. Соединял вдохновение с высокой техникой, прославился как мастер перевоплощения. Один из создателей Нового театра, который стал филиалом Малого. Там играли его ученики и ученицы.

В 1876 году заменил Самарина в роли Петруччо, а через год — и в роли Бенедикта. Известно, что роль Петруччо не сразу удалась Ленскому (так, сохранился крайне отрицательный отзыв Ермоловой). Однако Ленский упорно работал, и в 1882 году писатель Д Аверкиев отметил в своей статье огромную разницу по сравнению «с тем, что мы видели несколько лет назад». В отличие от Петруччо, роль Бенедикта была принята зрителями с самого начала. Ленский играл ее еще в провинции, причем уже тогда, как вспоминала игравшая Беатриче будущая звезда Александрийского театра Полина Стрепетова, «пьеса ставилась по плану И.В. Самарина... образа которого строго держался наш премьер». Таким образом, Ленский оказался идеально подготовлен к спектаклю Малого театра. Он придерживался самаринского рисунка, однако еще в провинции внес некоторые нюансы. Один из них привел московскую публику в восторг: долгая пауза, которую выдерживал Ленский-Бенедикт, узнав о том, что его любит Беатриче.

Сохранились данные о том, что Генри Ирвинг собирался приехать в Москву и посмотреть спектакль «Много шума из ничего».

Гамлета Ленский тоже играл еще в провинции и тоже сыграл в Малом в первый же свой сезон. Он постоянно работал над ролью, совершенствуя ее, однако и раннее исполнение имело большой успех. Ленский трактовал Гамлета как человека слабой воли и сильной фантазии, неспособного изменить жизнь.

В следующем сезоне Ленский сыграл Ричарда III. Он отказался от физического уродства своего героя, возобновив реальное возвышение одного плеча над другим и лишь немного хромая. По мнению Ленского, «гневное выражение — дело мимики, а не грима». Грим, воплощающий в себе гнев, считал актер, только помешает Ричарду «казаться и добродушным, и простоватым, и даже обаятельным: иначе сцена с леди Анной остается для зрителей непонятной». Поэтому Ленский играл Ричарда с бледным подвижным лицом. Демоническое начало в герое полностью отсутствовало.

В 1880 году Ленский сыграл Герцога в «Мере за меру», через год — Ромео, в 1887 году — Леонта в «Зимней сказке», которую называют одной из лучших шекспировских постановок Малого театра.

В 1888-м он исполнил роль Отелло, показав ревнивого убийцу добрым и гуманным человеком, приписав ему душевное потрясение после совершенного преступления. Главной целью было вызвать у зрителей жалость и симпатии. Оправдание Отелло, конечно, уже давно не представляло собой ничего нового, но Ленский зашел слишком далеко. Все же Ленский пытался отразить душевную борьбу Отелло. Однако А.П. Чехов давал в одном из своих писем такую оценку спектакля: «Постановка хорошая, игра добросовестная, но не было главного — ревности». Ленский и сам оказался недоволен ролью. Однажды он заявил в антракте, что не будет больше играть, и только уговоры жены убедили его завершить спектакль.

В 1890 году Ленский играл Фальстафа в «Виндзорских проказницах».

В 1899 году Ленский поставил в Новом театре «Сон в летнюю ночь», найдя естественный переход от реального мира к фантастике. Активно занявшись режиссурой и отодвинув на второй план свою актерскую деятельность, Ленский поставил уже в Малом «Ромео и Джульетту» (1900). Он ввел вращающуюся сцену, которая позволила очень быстро менять декорации, показывая сад, улицу, келью монаха, зал в доме Капулетти.

Особенного внимания заслуживает постановка «Кориолана» (1902) — этой поистине несчастной пьесы, в которую едва ли не каждый режиссер вкладывает свои политические взгляды. Не составил исключения и Ленский, показавший свой демократизм. Возвеличенный сначала Кориолан был развенчан и осужден, а на первый план оказался выдвинут народ. Рецензенты отметили, что Ленский поставил спектакль, «прямо расходящийся с указаниями самого Шекспира».

Последней из шекспировских постановок Ленского стала «Буря» (1905) — музыкальный (конечно, не в современном понимании этого слова) спектакль, прославляющий магию Просперо, который восстанавливает на земле справедливость. К сожалению, без демократизма (уже совсем комичного) не обошлось и здесь. Ленский удалил сцену, в которой Просперо прогоняет Калибана, Стефано и Тринкуло, вообще старался смягчить противопоставление Ариэля и Калибана.

Став режиссером, Ленский продолжал оставаться актером. За год до смерти он сыграл Леонато в спектакле «Много шума из ничего», который под его руководством поставил Н. Попов.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница