Поиск



Счетчики






Яндекс.Метрика

Козинцев Григорий Михайлович (1905—1973)

Выдающийся советский режиссер, педагог, теоретик кино, лауреат Сталинских премий (1941, 1948), народный артист СССР (1964). До 1945 года сотрудничал с режиссером Леонидом Траубергом, затем стал работать один и снял свои лучшие фильмы. Дважды экранизировал трагедии Шекспира — «Гамлета» (1964) и «Короля Лира» (1970). За фильм «Гамлет» получил Ленинскую премию (1965) и специальную премию Международного кинофестиваля в Венеции. Среди его театральных постановок — «Король Лир» (1941, Ленинградский Большой Драматический театр), «Отелло» (1943, Ленинградский академический театр драмы имени Пушкина, спектакль ставился во время эвакуации в Новосибирске), «Гамлет» (1954, в том же театре). Автор книг «Наш современник Уильям Шекспир» (1962), «Глубокий экран» (1971), «Пространство трагедии» (1973, опубликована посмертно). Еще до этого публиковал в «Шекспировских сборниках» свои эссе об «Отелло» и «Короле Лире». Складывается впечатление, что Козинцев экранизировал бы и «Отелло», если бы его не опередил Юткевич. Тонко соединял в своих шекспировских фильмах стилизацию и историческую достоверность, драматизм и реалистическую манеру. Обязательное в тот момент использование черно-белой пленки создавало аскетизм.

В «Гамлете» очень важна актуальная идея замены великого правителя на ничтожного. Финальное торжество Фортинбраса выглядело поражением и оккупацией Дании.

В «Короле Лире» сильны антифашистские мотивы, а точнее, воспоминание о фашизме. Как это ни странно, не по форме, а по идеям «Король Лир» Козинцева близок к документальному фильму Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм». В «Короле Лире» есть и война, и бегущие беженцы, и падающая с неба пепельная гарь, но не меньше фашизма заключено в психологии отрицательных героев.

Еще в 1949 году Козинцев писал об этой пьесе и предполагаемом спектакле: «Менее всего, конечно, я думаю о повторении ленинградской постановки. Столько всего случилось в жизни, что и "Короля Лира" я вижу по-другому».

Козинцев собирался и дальше экранизировать Шекспира («Как вам это понравится», «Мера за меру», «Буря»). При этом «Буря» явно интересовала его меньше двух остальных пьес. Сначала он хотел написать лишь сценарий для Сергея Юткевича, затем пришла идея о соединении «Бури» с «Как вам это понравится» при явном преобладании последней. Два изгнанника. Старый герцог и Просперо, должны были объединиться в одного героя. Осуждение Клавдио в «Мера за меру» трактовалось как «гигантская сила государства, обрушиваемая на одного человека». При этом подчеркивалось, что власть — это орудие в руках «разных людей». Именно отсутствие единого правителя превращало город в публичный дом, приводило к беззаконию. «Причина — слишком много свободы дали», констатировал Козинцев. Двор в «Как вам это понравится» трактуется как «подлинная дикость», «страшный, ужасный мир». Параллель с современностью очевидна, но в действительности это лишь тонкое предвещение будущего, чьи черты уже начинали просматриваться. К сожалению, смерть помешала осуществлению этих интереснейших планов.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница