Счетчики






Яндекс.Метрика

Кин Чарльз (1811—1868)

Английский актер и антрепренер, сын Эдмунда Кина. Еще в юные и молодые годы успешно играл в Лондоне шекспировские роли: Ромео (1829), Ричарда III (1830), Яго вместе со своим отцом в роли Отелло (1833), самого Отелло и Гамлета (обе роли—1838); кроме этого, получал ангажементы в провинции и Америке.

Главный период в творчестве Чарльза Кина начался в 1851 году, когда он стал антрепренером Театра Принцессы. Его привлекал так называемый «археологический натурализм», начало которому было положено еще в 1820 году, постановкой в Друри-Лэйн «Короля Лира», где заглавную роль играл Эдмунд Кин.

В этом спектакле использовались точные копии костюмов древнесаксонской эпохи. Однако еще большее достижение было достигнуто спустя три года при постановке «Короля Джона» на основании рисунков Дж. Планше. Афиша спектакля указывала: «Каждый персонаж появится по точному обычаю того времени, одежды и декорации выполнены в соответствии с бесспорными источниками, такими, как изображения на гробницах, печати, иллюстрированные рукописи и т. п.». Король Джон появился на сцене, одетый точно так же, как на своем изображении в Уорчестерском соборе, а его бароны были в шлемах XIII века.

Чарльзу Кину предстояло стать главным представителем «археологического натурализма». Стремясь с предельной точностью изобразить обстановку той эпохи, в которой происходит действие пьесы, он внимательно изучал труды археологов и историков, а также памятники материальной культуры. Он писал про свое «искреннее желание повысить образование публики через посредство утонченного развлечения». В программах спектаклей сообщались с ссылками на историков постановочные детали, да и сами программы напоминали исторические исследования.

Естественно, что Чарльза Кина прежде всего интересовали те пьесы Шекспира, которые имели прямую связь с историей Великобритании: «Король Джон» (1852), «Макбет» (1853), «Генрих VIII» (1855 и 1858), «Король Лир» (1858) и «Генрих V» (1859). В «Генрихе V» были, например, использованы макеты пушек XV века. Когда Хор рассказывал о битве, это иллюстрировалось изображением самой битвы. Отдавалось должное и патриотизму: перед началом битвы при Азенкуре французы играли в кости, а англичане молились.

Движущаяся панорама была впервые применена в 1820 году театром Ковент-Гарден, где она изображала морское путешествие. Макреди использовал ее в «Генрихе V» (1838). Чарльз Кин в «Генрихе VIII» показал с помощью движущейся панорамы, как лорд-мэр плывет от Сити до Гринвича. Бутафорская лодка оставалась на одном месте, а сзади двигалась очень точная картина набережной, где стояли дома и церкви.

Однако ставил Чарльз Кин и другие пьесы. В «Зимней сказке» он, следуя изысканиям шекспироведа Т. Хранмера, объявил Богемию Вифинией (древнее государство на территории современной Турции). Результатом стали экзотические сцены из жизни азиатов; скромный сельский праздник превратился в вакхическое торжество, где «участвовало триста неистовствующих танцовщиц и танцоров». Сицилианские сцены происходили в Сиракузах около 300 года до н. э. Здесь можно было увидеть фонтан Аретузы и храм Минервы, возле которого тридцать шесть девушек исполняли пиррический танец. Открывался спектакль шумным и красочным пиром.

В программе к «Сну в летнюю ночь» Чарльз Кин извинялся перед публикой, что не может изобразить Афины времен мифических Тезея и Ипполиты. Он перенес действие в классические Афины, благодаря чему публика увидела на сцене Акрополь, Парфенон, театр Диониса. В мастерской плотника Дудки (Квинча), где проходили репетиции актеров-ремесленников, собственно, бывших лондонцами шекспировских времен, стояли мебель и станки — точная копия найденных во время раскопок Геркуланума. Все же, когда семьдесят фей под руководством Пэка устраивали обрядовые игры и пляски вокруг майского шеста, это внесло в спектакль сцену из староанглийского быта.

Зато, ставя фантастическую «Бурю», Чарльз Кин получил полную свободу. Спектакль начинался с того, что корабль разваливался на части; в финале Ариэль летел на воздушном шаре, а потом плыл на спине дельфина.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница