Поиск



Счетчики






Яндекс.Метрика

Грэнвилл-Баркер Харли (1877—1946)

Английский актер, режиссер, драматург и критик. Испытал влияние Уильяма Поэла, в чьих спектаклях «Ричард II» (1899) и «Эдуард II» (1903, постановка пьесы Кристофера Марло) он играл. Свой первый спектакль, «Два веронца», поставил в 1904 году и сыграл там роль Спида. Никаких сведений о спектакле не сохранилось — видимо, он не произвел сильного впечатления.

Возглавляя в 1904—1907 году вместе с Дж. Ведренном театр «Корт», Грэнвилл-Баркер не поставил там ни одной шекспировской пьесы. Пройдя через период постановок Ибсена, Шоу, а также собственных пьес, с 1912 года Грэнвилл-Баркер посвятил несколько лет в основном реформации шекспировских постановок. Этот период открылся спектаклем «Зимняя сказка», где его первая жена Лилла Маккарти играла Гермиону. В сравнении с Поэлом Грэнвилл-Баркер принял компромиссное решение. Он удлинил и приблизил к публике сцену театра «Савой», убрал рампу, однако не пытался восстановить конструкцию шекспировского театра. «Мы не спасем свою душу, став елизаветинцами», — полагал он. В качестве декораций использовались легкие занавески, которые менялись после каждой сцены. Грэнвилл-Баркер первым поставил прожектора над ближними к сцене ложами.

Подобно Поэлу, Грэнвилл-Баркер стремился к как можно более точному воспроизведению текста (так, из «Двенадцатой ночи» было удалено только 20 строк). Но при этом он стремился убыстрять темп, и его справедливо упрекали за то, что он заставлял актеров проговаривать слова. Можно вспомнить, как настоящей скороговоркой произносила монолог о шутах Виола в спектакле театра «Современник» (режиссером был англичанин); подобные же скороговорки часто встречались в спектаклях Анатолия Эфроса — к сожалению, примеров очень много. Родоначальником этого сомнительного «достижения» был Грэнвилл-Баркер.

Конечно, только к этому его режиссерское творчество не сводилось. Большим достоинством являлось избавление от привычных штампов.

Так, сэра Тоби Белча Грэнвилл-Баркер из пьяного забулдыги превратил в обаятельного весельчака. Эта трактовка не укоренилась (видимо, из-за не слишком большого соответствия пьесе), зато стала довольно распространенной другая — превращение шута Фесте из молодого балагура в иронического меланхолика, что очень близко к шекспировскому образу. В спектакле «Сон в летнюю ночь» (1914) были усилены человеческие черты Оберона, а привычная музыка Мендельсона заменена на фольклорные мотивы в аранжировке Сесил Шарп.

Грэнвилл-Баркер также собирался поставить «Макбет», «Антония и Клеопатру». Он даже провел несколько репетиций «Макбета», но в конце концов предпочел ему «Двенадцатую ночь».

В 1923—1927 годах Грэнвилл-Баркер выпустил семь томов первой серии своих «Предисловий к Шекспиру»; в 1930-м вышла вторая серия (при этом предисловия к «Ромео и Джульетте» и к «Антонию и Клеопатре» были изменены). В «Предисловиях к Шекспиру» анализ пьес сочетался с наметкой их режиссерского решения. В 1945 году вышло предисловие к «Отелло», а в 1947-м, уже посмертно, — предисловие к «Кориолану».

Хотя Грэнвилл-Баркер закончил свою театральную деятельность еще в 1920-е годы, он помогал Льюису Кэссону ставить «Короля Лира» (1940) в Олд Вик с Джоном Гилгудом в главной роли. Впрочем, после нескольких репетиций он покинул Англию.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница