Рекомендуем

Низкие цены на Автовышки в Троицк.

Поиск



Счетчики






Яндекс.Метрика

Гилгуд Джон, сэр (1904—2000)

Английский актер и режиссер, лауреат «Оскара» за лучшую мужскую роль второго плана (1981). Будучи внучатым племянником Эллен Терри, он ощущал свою связь со старым театром и, готовясь ко многим своим ролям (особенно к ролям Макбета и Гамлета), изучал на основе рисунков костюм и мизансцены Ирвинга, часами рассматривал его фотографии. Гилгуда увидел на Вест-Энде режиссер Харкорт Уильямс и привел в Олд Вик. В сентябре 1929 года Гилгуд дебютировал там, сыграв Ромео. Дальнейшие премьеры шли с невероятной скоростью. В октябре Гилгуд сыграл Антонио, в ноябре Ричарда II, в декабре Оберона, в январе Антония («Юлий Цезарь»), в феврале Орландо, в марте Макбета и в апреле Гамлета. В следующем сезоне Гилгуда ожидали роли Хотспера, Просперо, Антония («Антоний и Клеопатра»), Мальволио, Бенедикта и Лира.

Комментируя первое исполнение Гилгудом роли Макбета, критики отмечали гамлетовскую рефлексию его Макбета, которого совесть так же, как и принца, делает трусом. Гамлет, сыгранный Гилгудом в двадцать пять лет (на английской сцене за эту роль не принято браться актеру моложе тридцати пяти), оказался довольно близок «потерянному поколению». Много позже, в 1963 году, Гилгуд назовет его «сердитым молодым человеком двадцатых годов». Публике особенно запомнилась одинокая фигура со свечей в руке, которая устало бредет в темноте. Своего второго Гамлета Гилгуд сыграл в 1934 году. Он сам ставил этот спектакль, шедший в вест-эндском театре «Нью» и отличавшийся гораздо большей роскошью, нежели скромная постановка Уильямса. Спектакль имел большой успех и прошел сто пятьдесят пять раз (большего количества представлений «Гамлета» добился только Ирвинг в 1874 году). Его назвали «ключевым шекспировским спектаклем своего времени».

Спустя год состоялась легендарная «Ромео и Джульетта» гилгудовской антрепризы, где Пегги Эшкрофт играла Джульетту, Эдит Эванс — Кормилицу, а Гилгуд и Оливье по очереди меняли между собой роли Ромео и Меркуцио. Впервые два ведущих английских актера своей эпохи встретились на одной сцене. Друг другу они не нравились. Гилгуд говорил, что у Оливье нет поэзии, Оливье — что Гилгуд упивается собственной грациозной пластикой и поет шекспировские стихи. В 1936 году Гилгуд поставил «Гамлета» в Нью-Йорке; всего он сыграл эту роль больше пятисот раз.

В 1940 году Гилгуд исполнил роли Лира и Просперо; оба образа были наполнены одухотворенной гармонией.

Прощальный монолог Просперо оказался пророческим: здание Олд Вик, где шел спектакль, было разрушено во время бомбежки. Правда, перед концом войны труппа получила в свое распоряжение здание театра «Нью».

В 1942 году Гилгуд сыграл Макбета «пленником собственной фантазии», «самым поэтичным из всех убийц». В 1950 году он первым из крупнейших актеров выступил в Шекспировском мемориальном театре (Анджело в спектакле Питера Брука «Мера за меру»), а спустя год сыграл Леонта в лондонской постановке Бруком «Зимней сказки».

В 1974 году Гилгуд сыграл Шекспира в постановке пьесы Эдварда Бонда «Бинго». Хотя в последние годы он редко играл шекспировские роли, были исключения — Просперо (1974) и Цезарь (1977).

В 1991 году Гилгуд уже далеко не первый раз сыграл одну из своих самых любимых ролей в фильме Питера Гринуэя «Книги Просперо», и казалось, что это его прощание. Однако три года спустя, девяностолетним, он играет Лира в радиоспектакле Би-би-си.

Шесть книг мемуаров, которые были написаны Гилгудом, продолжают представлять интерес.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница