Поиск



Счетчики






Яндекс.Метрика

«Рыжая кошка»

«Обманщицей обмануты британцы», — бросает шиллеровская Мария Стюарт в лицо королеве Елизавете.

Елизавета совместила в себе личности Людовика XIV и Ивана Грозного. Подобно первому, она старалась придать своей монархии внешний и внутренний блеск, покровительствовала искусствам и прежде всего литературе. Она сама изучала классиков древности и, говорят, недурно читала по-латински и по-гречески. Время ее царствования считается золотым веком английской литературы, драматургии и поэзии и остается таким и для нас, но не потому, что мы зачитываемся сочинениями Кристофера Марло, Филиппа Сидни и Бена Джонсона, а потому, что тогда творил Шекспир — поэт, поднявший меч на свою королеву.

С Иваном Грозным, ее современником, у нее много общих психопатологических черт — жестокости, мстительности, подозрительности, самодурства, непостоянства и эротизма.

Но, как сказал один немецкий историк-публицист: «Елизавета имела успех и блестящий успех. Так как она была счастлива, она и должна казаться современникам и последующим поколениям великой. Если бы судьба ей не благоприятствовала, то, весьма естественно, о рыжеволосой кошке с ястребиной физиономией говорили бы другое».

Не очень почтительно автор отзывается о ней и как о королеве-девственнице, «целомудрие которой даже в самую раннюю пору ее молодости подлежит сомнению, так как лорд Сеймур Сидни, не желая быть откровенным, оставил этот вопрос, во всяком случае, открытым».

Королева, долго искавшая человека, способного придать блеск ее царствованию, выбрала графа Эссекса, окровавленная тень которого вместе с тенью Марии Стюарт навсегда останется рядом с ее троном.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница