Счетчики






Яндекс.Метрика

Саутгемптон

Имя Генри Ризли графа Саутгемптона вошло в историю только потому, что Шекспир посвятил ему свои первые два произведения. Вероятно, именно он поддержал в своем молодом друге любовь к литературе и сам поначалу отдал дань музам, но вскоре отказался от этого служения, увлеченный преходящими радостями жизни, и удовольствовался скромной ролью наперсника большего таланта.

Во всяком случае есть основания предполагать, что часть оставленного Шекспиром сокровища принадлежит ему, в том числе «Тит Андроник», «Король Иоанн» и, может быть, «Перикл», попавший только во второе посмертное издание Шекспира.

Но влиянием своим на молодого Шекспира он больше обязан не столько своему литературному дарованию, сколько всей своей обаятельной, жизнерадостной и героической личности, которая не могла не привлечь к нему сердца поэта.

Саутгемптон был на три года старше Шекспира и появился на свет, когда его отец находился в королевской тюрьме по обвинению в политическом преступлении. Мальчику исполнилось восемь лет, когда отец умер, сироту объявили «ребенком государства» и, по традиции, передали на воспитание, как в свое время и Рэтленда, первому королевскому министру Вильяму Сесилу. Правда, его мать, Мэри Браун, графиня Монтэгю, была жива, но над ней тяготело обвинение в супружеской неверности, и вообще она по своему характеру мало походила на роль воспитательницы. В 1594 г. вдова выходит замуж за вице-канцлера Хениджа, а в 1598 г. в третий раз — за Уильяма Гарвея. Последний брак привел к разрыву с сыном и, вероятно, эта матримониальная история подсказала Шекспиру сюжет для «Гамлета».

Мальчика поместили в одну из гимназий Кембриджского университета, где он проявил большие способности, особенно в литературных упражнениях, и уже двенадцати лет, в 1585 г., преподнес своему опекуну глубокомысленное сочинение на латинском языке на тему: «Все люди побуждаются стремиться к добродетели надеждой на вознаграждение».

В 1589 г. Саутгемптон окончил университет, вступил в сословие юристов и занялся изучением итальянского языка, пригласив в учителя Джона Флорио, автора англо-итальянского лексикона «Мир слов», который он посвятил Рэтленду и Саутгемптону.

Между прочим, в этом посвящении упоминается «сонет одного из моих друзей, предпочитающего быть истинным поэтом, чем носить его имя» — прозрачный намек на Рэтленда.

Семнадцати лет Саутгемптон был представлен ко двору, где обратил на себя внимание фаворита королевы, графа Эссекса, который приблизил его к себе и сделал своим другом.

Здесь начинается время его светских побед. Когда в 1592 г. он появляется в свите королевы в Оксфорде, летописцы называют его самым прекрасным из молодых людей. В угоду своему фавориту и в нарушение всех правил Елизавета жалует девятнадцатилетнему юноше высшую награду — орден Подвязки.

Поэты посвящают Саутгемптону свои книги, воспевают в своих стихах. И начинающий Шекспир поддается общему увлечению и подносит ему свою поэму «Венера и Адонис». Так началось их знакомство. Две исключительные натуры узнали друг друга в толпе придворных и легкомысленных студентов, а через год в посвящении Шекспира к «Обесчещенной Лукреции» уже меньше детской восторженности, но зато больше симпатии, в которой чувствуется настоящая дружба-любовь. С этого времени в документах и свидетельствах современников имена Рэтленда и Саутгемптона рядом.

Их объединяли увлечение литературой и театром, и, возможно, как заговорщиков — политический замысел устранения королевы, созревший у этих двух увлекающихся юношей гораздо раньше, чем Эссекс порвал с королевой-девственницей.

Но было между ними и то, что давало повод к дружеским упрекам: если Шекспир, не будучи аскетом, все же был склонен к мечтательности и разочарованию в преходящих радостях жизни, то Саутгемптон легко предавался увлечениям и широко пользовался своим успехом у женщин. Это давало повод младшему Рэтленду относиться к своему более взрослому другу несколько наставнически и осуждать в своих комедиях его шалости.

Наиболее прочной привязанностью Саутгемптона была любовь к упомянутой уже Елизавете Верной, изображенной под именем Елены в «Сне в летнюю ночь» и «Все хорошо, что хорошо кончается».

Ради нее он погубил свою блестящую придворную карьеру, так как Елизавета не терпела, чтобы ее приближенные любили и женились не по ее выбору. В 1596 г. он покидает двор, принимает сначала участие в морской экспедиции Эссекса против Кадиса, потом — на Азорские острова, и, наконец, в 1598 г. назначается посланником в Париж.

Вынужденный вести из-за своей возлюбленной боевую и скитальческую жизнь, он, тем не менее, не стремился хранить ей верность. Одно время он добивался руки сестры своего друга, Бриджет Рэтленд, — прототипа Гермии из пьесы «Сон в летнюю ночь», отвергшей притязания этого ветреного поклонника. Роджер Рэтленд, по-видимому, вполне одобрял решение сестры и, быть может, чтобы ободрить ее, рядом с Гермией вставил в «Сон в летнюю ночь» историю Титании, восторжествовавшей над своим увлечением. Дружба давала ему право не только изобразить своего друга в лице Деметрия, но и надеть для его посрамления ослиную маску на ткача Основу.

В конце концов, ветреный Деметрий вернулся к ногам своей Елены более пламенным, чем допускалось светскими нравами. По приезде в Париж, он получает извещение, что Елизавета Верной готовится стать матерью, благородный юноша спешит спасти ее от неминуемого позора, возвращается в Лондон и тайком венчается с ней.

Коронованная «Рыжая кошка», менявшая тайных любовников, пришла в неописуемый гнев от такого открытого нарушения принятой морали и, невзирая на положение новобрачной, бросила молодоженов в Тауэр, дав Рэтленду тему для пьесы «Мера за меру».

После тюрьмы для Саутгемптона в этом царствовании все было кончено, королева запрещает Эссексу взять его с собою в Ирландию в качестве командующего кавалерией, и, обиженный, он отдается подготовке восстания, которое для него обернулось сначала смертным приговором, а потом двухлетним заключением в сырых и темных подвалах Тауэра, откуда его освободила только смерть королевы в 1603 г.

Мы еще вернемся к этой яркой и трагической странице в жизни Саутгемптона и его друга, нашего мятежника-поэта, а теперь проследим шаг за шагом дальнейшую жизнь Рэтленда-Шекспира, поэтически трансформированную в его произведения.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница