Рекомендуем

https://siptechnology.ru/ реальная стоимость сип панелей.

Поиск



Счетчики






Яндекс.Метрика

Портреты Шекспира

Век Шекспира был веком портретной живописи. Тогда появились в старинных аристократических замках пресловутые «галереи предков». Богатые буржуа тянулись за дворянами и спешили увековечить для потомства себя, своих жен, детей и домочадцев.

Англия не довольствовалась собственными живописцами и выписывала с материка лучших мастеров — таких, как Гольбейн, Ван-Дейк и др.

Портреты писались в полный рост и в миниатюрах для ношения на груди, масляными красками и резцом по дереву.

Художники сами искали именитых людей, чтобы сохранить свое имя рядом с их бессмертием. До нас дошли подлинные портреты всех лучших писателей и поэтов Елизаветинского времени: Филиппа Сидни и Эдмонда Спенсера, Бена Джонсона и Бэкона, Кэмдена и десятка других. Не осталось только портрета самого именитого из них — Уильяма Шекспира...

Правда, в XIX в. предприимчивые люди откопали несколько десятков портретов Шекспира, помеченных его именем и подходящей датой, но большинство из них, увы, оказались подделками. Только одна лондонская Национальная портретная галерея, основанная в 1856 г., отвергла свыше 60 представленных ей портретов поэта. «Подлинность остальных не установлена», — как деликатно выражаются биографы Шекспира.

На этих портретах «Шекспиры» до смешного не похожи один на другого. Из них наибольшим признанием пользуются:

1) открытый Эдуардом Флауэром в 1892 г. портрет с пометкой: «Шекспир 1609», схожий с гравюрой Дройсхута, приложенной к посмертному изданию полного собрания сочинений В. Шекспира in folio 1623 г., так что неясно, — или он послужил оригиналом для гравюры, или же скопирован с нее;

2) «Фельтоновский» портрет, в котором также предполагают оригинал для гравюры 1623 г., хотя в лицах нет большого сходства, но есть общие и чрезвычайно любопытные детали, и о них поговорим, когда речь пойдет о гравюре Дройсхута. Портрет этот приписывается почему-то художнику-актеру Ричарду Бербеджу, считавшемуся другом Шекспира;

3) в оригиналах дройсхутовской гравюры значится также портрет, принадлежавший епископу Элийскому, но здесь сходства еще меньше, чем в фельтоновском;

4) наконец, самым распространенным является, так называемый «чандосский» портрет, также приписываемый Бербеджу, где у Шекспира особенно красивое и одухотворенное лицо, ни капли не похожее в фолио 1623 г. и на надгробное изваяние в Стратфорде.

Поэтому и перейдем к этим двум любопытным портретам.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница