Счетчики






Яндекс.Метрика

Введение. Эпоха Возрождения в Англии

Возрождение началось в Англии позже, чем в Италии и Франции. Хронологически этот период совпадает с правлением династии Тюдоров. В то время как Италия была раздроблена на отдельные области во главе с городами, а Франция была охвачена религиозными войнами, в Англии укрепилась монархия и единая англиканская церковь. Последней попыткой феодалов сохранить независимость от королевской власти был Северный мятеж 1569 г., подавленный благодаря военному превосходству и умелой политике правительства королевы Елизаветы. Победа над Испанской Армадой в 1588 г. обеспечила Англии превосходство на морях и избавила страну от угрозы иноземного нашествия.

Основные особенности эпохи XVI в. в Англии соответствуют определению Возрождения, которое дал Ф. Энгельс: это был величайший прогрессивный переворот, когда разрушились феодальные отношения и развивались новые буржуазные экономические и политические отношения. В экономике это был период так называемого первоначального накопления, когда быстро развивались ремесло и торговля, а массы свободных крестьян превращались в наемных рабочих. Реформация Генриха VIII означала прежде всего передел собственности: земли и богатства церкви и монастырей переходили в руки нового дворянства, предпринимателей и торговцев, которые были заинтересованы в укреплении королевской власти. Краткое правление Марии Тюдор привело к некоторому восстановлению католической религии, но она не могла отнять собственность у новых владельцев и остановить экономический и политический процесс. В политике XVI век был периодом становления национальных государств. Королева Елизавета получила в наследство страну, охваченную религиозными разногласиями, но с помощью своего бессменного советника Вильяма Сесиля лорда Берлея сумела быстро подчинить церковь государственной власти. Она приказала беспощадно карать всех «рекузантов», т. е. людей, чьи религиозные убеждения (католические или пуританские) расходились с принципами англиканской церкви: «никто не должен отклоняться ни вправо ни влево от линии, начертанной и ограниченной властями»1. В письмах шотландскому королю Якову (в будущем Яков I Стюарт, король Англии) Елизавета требовала усилить преследования религиозных сект: «...я прошу вас, зажмите рты или укротите языки тем священникам, которые осмеливаются проповедовать в пользу преследуемых за евангелие в Англии»2. Эти секты «могут разрастись как вредные сорняки, если их не выполоть в самом начале».

Королева Елизавета еще в юности изучила искусство притворства, когда во время правления Марии Тюдор она должна была находиться в Тауэре. Она неплохо разбиралась в людях и выбрала в советники Вильяма Сесиля, а позднее некоторые современники называли Сесиля «королем Англии». Фаворит Елизаветы граф Роберт Лейстер жаловался, что Вильям Сесиль за несколько минут меняет решения королевы, которых с трудом добился Лейстер. Елизавета умела выказать заботу о государстве и народе, она поражала всех не только внешностью и нарядами, но и познаниями. К иностранным послам она обращалась на французском и итальянском языках, знала греческий, латинский, голландский и испанский, однажды, рассматривая русскую рукопись, похвасталась: «Я бы скоро научилась этому»3. Во время одного из конфликтов с парламентом она объявила: «Я ваша на царство помазанная королева, и насилием вы меня не принудите поступать так, как вы хотите. Благодарение Богу, я наделена такими способностями, что, если меня выгонят из королевства в одной нижней юбке, я могу прожить в любом месте христианского мира»4. Она решительно запретила обсуждать в парламенте религиозные вопросы и вопросы престолонаследия.

Правительство королевы Елизаветы поддерживало торговцев, владельцев мануфактур, дворян, которые занимались скотоводством и продажей шерсти. Королева тайно поощряла английских пиратов, которые, как, например, Фрэнсис Дрейк, обогатили казну награбленными сокровищами. Советники Елизаветы происходили из средних классов и почти все имели университетское образование (Вильям Сесиль лорд Берлей, его сын Роберт Сесиль, Фрэнсис Уолсингем, Фрэнсис Бэкон, Уолтер Роли), а парламент состоял из сельских дворян, богатых горожан и людей, окончивших университеты или высшую юридическую коллегию.

О положении разных сословий сообщает протестантский священник Вильям Харрисон, автор любопытного сочинения «Описание Англии». Рафаэл Холиншед включил его сочинение в свои «Хроники Англии, Шотландии и Ирландии», и английские драматурги, в том числе и Шекспир, черпали из труда Харрисона самые разные сведения: описание одежды, убранства домов, ярмарок, таверн, системы образования, памятников старины и парков и многие другие детали быта и нравов. Харрисон особенно жалуется на бедственное положение священников: «Церковь превратилась в осла, на котором ездит и возит поклажу всякий торговец» (р. 25)5. Молодые люди предпочитают изучать естественные науки и право, опасаясь, что церковная должность не обеспечит куска хлеба. Он говорит о пагубном влиянии Италии: «Джентльмен, вернувшись из Италии, заявляет: "Глупец, кто придает значение какой-либо религии, еще больший глупец, кто из-за нее теряет богатство или навлекает на себя неприятности, а если он жертвует жизнью ради религии, это настоящий сумасшедший"» (р. 37).

Высшее сословие — дворянство — тоже стало другим: джентльмены продают земли йоменам, учатся в университетах, занимаются наукой и искусством, а йомены — главная военная сила в государстве. Фермеры занимаются хозяйством и торговлей, а их сыновья учатся в университетах. Харрисон подробно описывает сорта вин (56 легких и 30 крепких), процесс приготовления пива, обилие скота и дичи в питании состоятельных людей, но также и положение бедняков, сокрушаясь об огромном количестве бродяг и нищих. Он ссылается на труд Томаса Смита «Об английском государстве», напечатанный только в 1583 г., через шесть лет после смерти автора. Томас Смит (1512—1578) остался в живых в правление Марии Тюдор благодаря тому, что епископ Гардинер питал уважение к его учености. В 1598 г. трактат Смита был издан на английском языке.

Трактат Смита дает представление о государственном устройстве в Англии. Король не может управлять без парламента, обстоятельства вызывают изменения в отношениях монарха и парламента, государство — это сложный организм. Латинскому термину «Respublica» соответствует английское «Commonwealth», а слово «state» определяется как установленный порядок в государстве (например, Уолтер Роли в своих «Максимах о государстве» так определяет этот термин). Изменчивым был и смысл слова, которое означало сословия: термин «estates» чаще всего значил три главных сословия — дворянство, духовенство и коммонеры (средний класс земледельцев и ремесленников). Другие термины «degrees», «sorts», «species», «classes» применялись по отношению к более мелким группам населения.

Если Томас Мор определял государство как объединение богачей для угнетения неимущих, то Смит утверждал, что государство — объединение общественных групп для защиты самих себя во время мира и войны. Вильям Харрисон использовал термин, введенный Смитом, — «proletarii» — класс, объединяющий наемных работников, бедных арендаторов, подмастерьев, бедных ремесленников — они не имеют ни голоса, ни влияния в делах государства, не они управляют, а ими правят.

В течение XVI в. английский парламент пытался бороться с огораживанием, но принятые акты не исполнялись на местах. Наоборот, законы против бродяг неуклонно выполнялись, поскольку обеспечивали предпринимателям дешевую рабочую силу. Парламент отстаивал право утверждать налоги и субсидии, а когда возникали протесты при введении новых налогов, правительство прибегало к аргументам о внешней угрозе. Например, в 1597 г. лорд хранитель печати убеждал членов палаты, что субсидии необходимы для войны с Францией и Испанией: «Война справедлива — в защиту религии, нашей всемилостивейшей государыни, нашей родной страны, жен, детей, прав, земель и всего, что мы имеем», — и оратор добавил, что «жалеть деньги в такой момент — это походить на человека, который украшает дом, когда весь город охвачен пожаром, или украшает каюту, когда корабль идет ко дну»6.

В 1601 г. Роберт Сесиль требовал от парламента вотировать четыре субсидии: «Необходимы триста тысяч фунтов, — как их найти и собрать, — вот в чем вопрос», и он доказывал, что необходимо подавлять мятеж в Ирландии: «Неужели найдется такой простак, который думает, что мы откажемся от столь великого начинания и впадем в отчаяние? Я счел бы такого человека весьма недальновидным и слабым политиком. Если бы мы так рассуждали в 1588 г., мы наверняка были бы обречены на гибель»7.

Для всех сословий Англии стремление правительства сделать страну морской державой было выгодно. За короткий срок был создан флот, который стал угрозой для Испании. Колониальные захваты привели к тому, что в самых далеких уголках мира появились зависимые от Англии владения и ее стали называть «империей». Расширение рынков дало огромные прибыли, а грабеж вновь открытых земель и пиратские набеги значительно пополнили казну. Деньги позволили организовать морские экспедиции — в Португалию, на Азорские острова, в Вест-Индию. Походы английских мореплавателей с гордостью описал Ричард Хаклюйт (1552?—1616) в замечательном сочинении «Главнейшие плавания, путешествия и открытия английской нации», изданном в 1589 г. Он восхваляет правление королевы Елизаветы, упоминая, что ранее ни один король не мог похвалиться тем, что английский флаг развевается на берегах Сирии, Чили, Перу, на Яванских островах, в Китае. Успехи англичан во всех областях жизни способствовали становлению национального самосознания. Вместе с тем укрепление единства внутри государства было достигнуто многими жестокими мерами.

Парламент, королевский совет и Елизавета опасались католической Европы, особенно после того, как папа римский объявил Елизавету незаконной, поскольку, по мнению католиков, законной претенденткой была шотландская королева Мария Стюарт, ревностная католичка по убеждениям и достаточно честолюбивая, чтобы именовать себя королевой Англии. Уже после Варфоломеевской ночи 1572 г. Вильям Сесиль и Фрэнсис Уолсингем тайно готовили гибель Марии и для этой цели был спровоцирован так называемый заговор Бабингтона. Джон Хукер, закончивший «Хроники» Холиншеда, подробно описывает этот предполагаемый заговор, якобы одобренный Марией Стюарт. Мемуаристы тех лет признавали, что свидетелями были люди, которые пользовались дурной славой, что подлинник письма, где содержалось согласие Марии на убийство Елизаветы, не был предъявлен суду. Из протокола судебного процесса было ясно, что обвиняемые не признавали себя виновными. Все четырнадцать человек были повешены. Королева колебалась подписать приказ о казни Марии Стюарт, поэтому Вильям Сесиль подготовил обращение парламента к королеве, где варьировалась мысль об угрозе для религии, государства и для жизни Елизаветы самого существования шотландской королевы (хотя она уже восемнадцать лет была в заключении). «Пока она жива, враги государства будут жаждать Вашей смерти. Изменники — паписты и отступники чрезмерно увеличились, и если вы сейчас ее пощадите, они станут бесчисленны и непобедимы. Милосердие обернется жестокостью против нас всех»8.

Самый выдающийся и смелый историк времен Елизаветы Вильям Кэмден считал шотландскую королеву жертвой политической борьбы. Ее защитники говорили, что она была приговорена к смерти в нарушение римского права и английского законодательства, что у обвинителей не было доказательств. Ее враги утверждали, что ее смерть была государственной необходимостью, что нет закона более священного, чем безопасность отечества9.

В последние годы правления королевы Елизаветы резко обострились отношения королевской власти и парламента. Дело было не только в усилении пуританских настроений, но прежде всего в борьбе за власть в период, когда государство ожидали перемены после смерти королевы Елизаветы. Наиболее хитрый и опытный политик Роберт Сесиль, который по воспоминаниям современников был с колыбели вскормлен политикой, стремился заблаговременно обеспечить свое положение при новом короле. Он тайно вел переписку с шотландским королем Яковом, а внутри страны постепенно устранял своих противников. Королевский совет в последние годы XVI в. состоял из врагов Роберта Эссекса, которого почти насильно отправили подавлять восстание в Ирландии. Он не смог справиться с мятежом, потерял часть войск, а при известии о смерти королевы, известии ложном, что выяснилось позднее, Эссекс бросил армию и примчался в Лондон. Узнав, что королева жива, он прямо с дороги ворвался в ее будуар, — как свидетельствуют мемуаристы, вначале королева была склонна простить все проступки своему фавориту, но позиция королевского совета была иной. Когда Эссекса вызвали в Тайный совет, он уже понимал опасность и готовил заговор. Состав его сторонников был пестрым: к нему примкнули и обедневшие дворяне, и образованные молодые люди, не имевшие постоянных доходов, и критически настроенные люди искусства. Судьба Эссекса нашла косвенное отражение в драматургии и в воспоминаниях современников. Интерес к нему был вызван не только славой военачальника, но и тем, что он был покровителем ученых, историков и поэтов. В мемуарах он изображен как предводитель людей, которые стремились изменить форму правления, и как честолюбец, который боролся за власть. Наиболее объективное изложение событий дал Вильям Кэмден, который не считал мятеж попыткой переворота, — Эссекс был вынужден спасать себя, пытаясь всего лишь устранить своих личных врагов. Однако на суде его сравнивали с римским Катилиной, а один из «трибунов» Нижней палаты Ильвертон добавил нелепое обвинение, будто Эссекс собрал всякий сброд — атеистов, папистов, распутников и преступников.

Эссекс, приговоренный к смерти, стал вести себя недостойно: Кэмден сообщает, что он «из страха перед адом» выдал суду своих ближайших сообщников — Кристофера Бланта и Генри Каффа. Их поведение на суде описано в труде Кэмдена сочувственно. Если Эссекс на эшафоте молил о прощении, то Генри Кафф принял смерть с философским спокойствием: «Смерть ужасна, а жизнь сладостна даже для лучших людей. Но и лучшие когда-нибудь умрут... Я убежден, что тот, кто принимает наказание в этой жизни, в тот же миг чувствует внутреннее удовлетворение, ниспосланное с небес»10. Кристофер Блант в предсмертной речи признался (теперь уже нечего было терять), что еще три года назад, перед походом в Ирландию, Эссекс высказывал намерение вести солдат на Лондон, однако никто не собирался причинить вред королеве.

Роберт Сесиль в первый год воцарения Якова избавился еще от одного соперника — Уолтера Роли, обвиненного в намерении посадить на престол Арабеллу Стюарт и восстановить католическую веру. Процесс, по воспоминаниям очевидцев, был настоящим фарсом, когда обвинитель Эдуард Кок вместо доказательств прибегал к оскорблениям. Роли был заключен в Тауэр, но после того, как он провел в тюрьме четырнадцать лет, он подал королю проект использования золотых месторождений в Гвиане. Яков выпустил его из тюрьмы, но в 1618 г. снова приказал арестовать и казнить Роли за преступление 1603 г. Современники, в том числе и драматурги, намекают на провокации и подлость трусливого короля Якова, который, как писал один из авторов, дрожал при виде меча.

Самое загадочное событие первых лет правления Якова Стюарта — так называемый «Пороховой заговор» 1605 г. Историки до настоящего времени спорят, существовал ли этот страшный заговор, или он был искусной провокацией Роберта Сесиля и короля Якова. Во главе стояли Роберт Кэтсби, когда-то связанный с Эссексом, Гай Фокс — молодой авантюрист, а также Томас Перси, брат Генри Нортемберленда. Общее число замешанных в заговоре около двадцати человек. Они якобы готовили подкоп под здание парламента, чтобы одним взрывом уничтожить всех во время сессии. Якобы они перенесли 36 бочек с порохом. Накануне взрыва один из заговорщиков послал письмо другу с предупреждением — в нескольких туманных фразах. Роберт Сесиль и король Яков угадали, что речь шла о подкопе, и в подвале обнаружили подозрительного человека, который сразу во всем признался. В «Анналах» Джона Стоу есть сведения, что обвиняемые не признали себя виновными. Кэтсби и еще трое погибли в схватке при аресте, некоторые умерли при загадочных обстоятельствах, а восемь человек, в том числе и Гай Фокс, были казнены.

Роберт Сесиль лорд Сольсбери умер в 1612 г. и сразу же его многочисленные враги в пасквилях и эпитафиях выражали ненависть к нему, называли его Ричардом III и Иудой. Однако более объективной следует признать оценку историка XVII в. Артура Уилсона: Роберт Сесиль впитал мудрость своего отца, он умел управлять обеими палатами и казной, умел проникать во все дела, свои и чужие11. Позднейшие историки признавали, что деятельность Роберта Сесиля в значительной мере предотвратила поворот Англии к союзу с Испанией и непримиримые конфликты между Яковом Стюартом и парламентом. После смерти Сесиля страной стали управлять беспринципные фавориты, видные деятели покинули королевскую партию и присоединились к оппозиции. Яков равнодушно отнесся к казни матери и этим купил корону Англии, он был расточителен, раздражал парламент длинными нравоучениями, он ненавидел своего сына принца Генри и его друга графа Нортемберленда. Когда принц умер при загадочных обстоятельствах, Яков даже запретил траур, а по отношению к Уолтеру Роли и Нортемберленду поступил подло в нарушение законов. Его правление придало обстановке в Лондоне особенно мрачный характер. Не случайно именно в первое десятилетие правления Якова появились трагедии Шекспира и других авторов.

Возрождение в Англии ознаменовано необычайным расцветом всех жанров литературы: творчество Филипа Сидни, Эдмунда Спенсера, Кристофера Марло и других драматургов — предшественников Шекспира свидетельствует о расцвете литературы. Кроме того, это был период создания научных трудов во всех областях: в историографии это фундаментальный компилятивный труд Рафаэла Холиншеда, сочинения Джона Стоу, Вильяма Кэмдена, Уолтера Роли, в философии — творчество Фрэнсиса Бэкона, в теологии — труд Ричарда Хукера «Законы церковного устройства»12 в восьми книгах, где автор самым тщательным образом анализирует разногласия между пуританами и сторонниками англиканской церкви, доказывая, что необходимо преодолеть религиозные разногласия ради интересов государства. Подчинение церкви государственной власти необходимо, поскольку религиозные распри приводят к гражданским, как показывает история Франции и Германии. Больше государств погибло от внутренних распрей, чем от иноземного нашествия, даже маленькая искра может вызвать пожар в легко воспламеняемой массе. Хукер многими аргументами защищает необходимость порядка и иерархии в государстве, и его аргументы напоминают речи самых хитроумных политиков в драмах Шекспира и его современников — Хукер привлекает аргументы научные, философские, политические, суждения античных авторов. Человек необычайной учености, он рассматривает многочисленные суждения о политике и государственном управлении.

Вторая половина XVI в. в Англии — период расцвета переводческого искусства, и многие переводы того времени получили высокие оценки потомков. Сборник «Дворец удовольствий» содержал переводы античных, итальянских и французских авторов. Его издатель Вильям Пейнтер (ок. 1540—1594) включил занимательные истории из сочинений Плутарха, Геродота, Боккаччо, Маттео Банделло, Джиральди Чинтио, Джиованни Фиорентино и других авторов. Артур Голдинг (1536—1605) перевел «Метаморфозы» Овидия, Томас Норт (1535?—1601) познакомил англичан с Плутархом, Филемон Холланд (1552—1637) — с сочинениями Тита Ливия, Плиния Старшего, Светония, Ксенофонта, поэт и драматург Джорж Чапмен (1559?—1634) был известен современникам как первый переводчик на английский язык Гомера, эпиграмматист Джон Харингтон (1561—1612) перевел поэму Лудовико Ариосто «Неистовый Роланд», а ректор Итонского колледжа историк и филолог Генри Сэвил (1549—1622) был первым переводчиком «Историй» Корнелия Тацита.

Многочисленные переводы с греческого, латинского, французского и итальянского языков знакомили образованных англичан с античной и ренессансной культурой и оказывали влияние на развитие английской науки и культуры. Освоение иноземной культуры в этот период представляет сложный процесс и не ослабляет, а укрепляет становление национальной литературы. На развитие английской драматургии, в том числе и на Шекспира, особенно сильное влияние оказали переводы «Сравнительных жизнеописаний» Плутарха и «Опытов» Мишеля Монтеня, — многие драматурги черпали сюжеты из этих произведений. Влияние сочинений Платона и Аристотеля, трагедий Сенеки, комедий Плавта и Теренция признают все историки английской драмы, однако не меньшее воздействие оказывала национальная традиция — известно, что в XVI в. пользовались популярностью жанры средневековой драмы — мистерии, миракли, моралите, интерлюдии.

Для Англии второй половины XVI в. характерно возникновение театральных трупп самого разного направления. В Лондоне, как известно, было несколько театров, доступных для людей разного социального положения и достатка, — билеты в так называемых «народных» театрах были очень дешевы, а разнообразие пьес могло удовлетворить все вкусы зрителей. Авторитетный исследователь английской драматургии и театра сэр Эдмунд Кечвер Чэмберс (1866—1953) дал наиболее полный и всесторонний анализ театральной жизни Англии за несколько веков («Средневековый театр», 2 т., 1903; «Елизаветинский театр», 4 т., 1923)13. В данных трудах особый интерес вызывают разделы, посвященные театрам Лондона последней трети XVI в., когда Вильям Шекспир появился в Лондоне и начал карьеру актера и драматурга.

Одной из популярных театральных трупп в Лондоне в конце XVI в. была труппа лорда-адмирала, — такое название возникло в 1585 г., когда Чарльз Ховард получил пост лорда-адмирала, до этого времени существовала «труппа лорда Ховарда». Основным документом по истории этого актерского предприятия был дневник Филипа Хенсло, который ведал финансами и записывал названия пьес, имена актеров и свои расходы. Хенсло был владельцем театральных зданий, в частности, он строил театры «Роза» и «Фортуна». Популярный актер труппы Эдуард Аллен стал настолько богат, что купил земельные участки, оставил сцену и основал колледж. После смерти Хенсло в 1616 г. Аллен продолжил его дело и помогал труппе лорда-адмирала.

Новая театральная труппа, возникшая в 1594 г., пользовалась покровительством лорда-камергера. Именно в этой труппе Шекспир был актером и драматургом, а выдающимся трагическим актером был Ричард Бербедж. Две театральные компании длительное время считались главными в Лондоне и соперничали в борьбе за зрителя. В первой из них ставились пьесы Кристофера Марло, Бена Джонсона, Джоржа Чапмена и других авторов, во второй стали преобладать пьесы Шекспира. Ричард Бербедж был исполнителем почти всех ролей главных героев в трагедиях Шекспира. После его смерти в 1619 г. возникла «Элегия», в которой автор оплакивал утрату великого актера. Элегия сохранилась в нескольких вариантах, в ней перечислены главные роли Бербеджа.

Он умер, и какой мир умер вместе с ним,
Который он оживлял, как уже никто не оживит.
Нет больше молодого Гамлета, старого Иеронимо,
Доброго Лира, опечаленного Мавра и многих других,
Которые жили в нем, и теперь умерли.
Часто я видел, как он прыгал в могилу,
Когда он воплощал героя —
Печального влюбленного — и так верно,
Что я поклялся бы, что он умирает...
Но теперь он сыграл свою последнюю роль14.

Комические роли в труппе исполняли Вилл Кемп, а позднее Роберт Армин. Состав труппы лорда-камергера был постоянным, актеров объединяло и общее дело и дружеские отношения. В 1599 г. было построено здание театра «Глобус», принадлежавшее этой труппе. Здание было уничтожено пожаром в 1613 г., но восстановлено в 1614 г. После 1603 г. труппа называлась «Слуги короля», потому что Яков I Стюарт стал ее покровителем. Сохранились документы о популярности театра «Глобус», особенно в период с 1599 по 1613 гг., когда там ставились в основном пьесы Вильяма Шекспира. Например, в сборнике 1640 г. помещены поэмы Шекспира и стихи Леонарда Диггеса, посвященные творениям «никогда не умирающего Шекспира». Это настоящий критический отзыв современника о необыкновенной популярности пьес Шекспира, с которым никто из драматургов не мог соперничать.

Диггес сообщает, что труппа «Слуги короля» процветала и процветает благодаря Шекспиру, что позднее драматурги питались крохами, заимствованными у Шекспира. Он вспоминает, как зрители были изумлены, когда появлялся Цезарь, когда Брут и Кассий спорили, готовые обнажить мечи. А между тем эти же зрители не могли вынести «нудные» трагедии Бена Джонсона «Каталину» и «Сеяна», но хвалили «честного Яго» и «ревнивого Мавра». Даже «Лис» и «Алхимик» (Бена Джонсона) не давали полных сборов, а едва появлялись Фальстаф, Хэл и Пойнс, театр был переполнен. Появлялись Беатриче и Бенедикт или Мальволио, и все места внизу, в галереях и ложах были заполнены15.

В этих и других воспоминаниях современников — доказательства прижизненной популярности и посмертной славы Шекспира.

Примечания

Примечания в этой книге даются в сокращенном объеме. Более полные ссылки на предшественников и полемика содержатся в моих ранее опубликованных статьях и монографиях. Привожу только монографии: Личность и государство в исторических драмах Шекспира. Л., 1977 (часть докторской диссертации, защищенной в Ленинградском университете в 1973 г.). Шекспир и Монтень. Л., 1983. Метафоры и аллегории в произведениях Шекспира. Л., 1989. Шекспир и Библия. СПб., 1998. Трагедия Шекспира «Гамлет»: жизнь в веках (1601—1901). СПб., 1999 (соавт. Н.А. Никифоровская).

1. Andrews J.P. History of Great Britain from the death of Henry VIII to the accession of James VI of Scotland... Vols 1—2. London, 1796. Vol. 2. P. 17.

2. Штокмар В.В. Идеология английского абсолютизма в письмах Елизаветы Тюдор. — Учен. зап. Ленингр. гос. унив. Сер. историч. наук, вып. 17. 1950. С. 237; The letters of Queen Elizabeth. Ed. By G.B. Harrison. London, 1935. P. 182, 221.

3. Алексеев М.П. Английский язык в России и русский язык в Англии. — Учен. зап. Ленингр. гос. унив. Сер. филолог. наук, вып. 9. 1944. С. 78.

4. Brooke Ch.F. Tucker. Essays on Shakespeare and other Elizabethans. New Haven, 1948.

5. Harrison W. Harrison's Description of England in Shakespeare's youth. Book 2nd and 3nd Ed... by F.J. Furnivall. London, 1877, Ch. 1. Страницы указаны в тексте.

6. Townshend H. Historical collections: or an exact account of the proceedings of the four last Parliaments of Queen Elizabeth of famous memory... Faithfully and labouriously coll. By Heywood Townshend, a member of those parliaments. London, 1680. P. 81.

7. Ibid. P. 199.

8. D'Ewes S.A. Complete journal of the notes, speeches and debates both of the House of Lords and the House of Commons throughout the whole reigne of Queen Elizabeth. 1558—1601. London, 1693. P. 379—380, 400—401 etc.

9. Camden W. The History of the most renowned and victorious Princess Elizabeth, late queen of England... 3d ed. London, 1675. P. 370—372.

10. Ibid., p. 628; Cobbett W. Complete collection of state trials... Vol. 1. London, 1809, col. 1413.

11. Wilson A. The History of Great Britain, being the life and reign of King ames I. London, 1653, p. 43. Сатирические эпитафии и эпиграммы, направленные против Роберта Сесиля, приводятся в нескольких сочинениях, см., например: Osborne F. Traditional memoires — In: Secret history of the court of James the First... Edinburgh, 1811. Vol. 1. P. 231—232; Akrigg G.P.V. Jacobean pageant or the Court of King James I. Cambridge, Mass., 1963. P. 103, 109.

12. Hooker R. Of the laws of ecclesiastical polity. London, 1723.

13. Chambers E.K. The Elizabethan stage. Vol. 1—4. Oxford, 1923. Материалы из исследований Чэмберса широко представлены в кн.: Аникст А.А. Театр эпохи Шекспира. М., 1965.

14. Свидетельства современников о постановках драм Шекспира в театре «Глобус» приводит Дж. О. Холливелл-Филлиппс: J.O. Halliwell-Phillipps. Outlines of the life of Shakespeare. The 6th ed. Vol. 2. P. 88.

15. Ibid. P. 89.