Рекомендуем

Здесь я качаю фото голых звезд эстрады https://yadelus.ru/znamenitosti-i-zvezdy/

Счетчики






Яндекс.Метрика

1.6. Макбет

Основной линией трагедии «Макбет» является тема предопределенности человеческой судьбы, неотвратимости воздаяния за совершенные деяния. Макбету и Банко, приближенным шотландского короля Дункана, колдуньи предсказывают великое будущее. Поверив в пророчество, Макбет вступает в жестокую борьбу за власть и становится королем. Однако Макбета тревожит вторая половина предсказания, согласно которой трон унаследуют не его дети, а потомки Банко.

Стремления героев

Анализ трагедии показывает, что ее герои стремятся к безопасности, порядку, уважению и власти. Соответствующие потребности относятся к организующему типу [17, с. 28].

Род деятельности персонажей позволяет им реализовать их стремления. Большинство героев пьесы состоит на службе у короля. Среди важных действующих лиц немало полководцев. При этом как военные, так и гражданские лица различаются своим положением в обществе. Среди персонажей трагедии как знатные вельможи, офицеры, дворяне, так и их слуги, простые солдаты и наемники.

Персонажи трагедии заботиться о безопасности для себя и своих близких. К примеру, когда король Дункан останавливается в замке Макбета, своего кузена, он рассчитывает на то, что там он будет в полной безопасности. Кроме того, Макбет прекрасно сознает, что долг вассала — защищать своего короля:

«Под двойной охраной король здесь пребывает. ...Я обязан как родственник и подданный его защитой быть ему и как хозяин».

После гибели Дункана его наследнику Малькольму становится опасно находиться на родине, а потому он вынужден бежать. Однако Малькольм надеется, что в стране вновь станет безопасно жить:

«Подходит день, когда мы вновь свой кров обезопасим», — хочет персонаж обезопасить близких ему людей от посягательств Макбета.

В королевстве Дункана сложились определенные традиции. Среди прочего, установлен порядок престолонаследия. Король придерживается существующих правил передачи короны:

«Вы все, чье место — рядом с троном, знайте, что призван нам наследовать отныне наш первенец Малькольм», — объявляет Дункан вассалам.

Макбет хочет стать королем. При этом его супруга, леди Макбет, считает, что Макбету не следует дожидаться исполнения пророчества, а необходимо самому организовать покушение на короля:

«Удобный случай ты сам себе хотел создать», — напоминает она мужу. Как правило, персонажи с уважением отзываются друг о друге. Даже король подчеркнуто почтительно обращается к подданным:

«О доблестный кузен! Вассал достойный», — именует он Макбета.

Зная о стремлении придворных занять почетное положение при дворе, Макбет решает использовать это в своих целях:

«Держись меня и обретешь почет», — обещает он Банко.

Одной из главных сюжетообразующих линий пьесы является борьба за власть. Так, Макбет любой ценой стремится стать королем:

«Ты стремишься к величию, властолюбья ты не чужд», — знает леди Макбет о властолюбии супруга.

Леди Макбет всячески способствует захвату мужем королевского трона, рассчитывая вместе с ним «наслаждаться властью и венцом».

Поведение героев

Персонажам трагедии «Макбет» присущ характерный образ действий, направленный на удовлетворение организующих потребностей. Соответствующие стратегии поведения относятся к организующим [17, с. 580—581]. Герои пьесы различаются не только видами стремлений, но и способами реализации своих намерений. В зависимости от рода стремлений выделяются четыре основных варианта поведения персонажей.

• Действующие лица трагедии стремятся обеспечить безопасность для себя и своих близких. Они стараются предотвратить возможные угрозы, предотвратить неблагоприятный сценарий развития событий. Подобный образ действий иллюстрирует выражение «что посеешь, то и пожнешь». Персонажи решаются на какие-либо начинания, если они способны привести к желаемому результату. Так, Макбет сознает, что рано или поздно ему придется ответить за свои злодеяния. Он понимает, что преступление может способствовать его возвышению, однако боится последующей расплаты:

«Если б злодеянье, все следствия предусмотрев, всегда вело к успеху и одним ударом все разрешало здесь, — рассуждает герой. — Кто стал бы думать о грядущей жизни? Но ждет нас суд уже и в этом мире. Урок кровавый падает обратно на голову учителя. Возмездье рукой бесстрастной чашу с нашим ядом подносит нам же».

Противоположный способ поведения иллюстрирует выражение «от нас ничто не зависит». Данный подход предполагает, что невозможно предусмотреть все возможные последствия, равно как и нельзя поправить содеянное в прошлом. Подобным образом, например, рассуждает Макбет, выслушав предсказания ведьм. Полководец считает, что ничто не в силах изменить предопределенный ход событий:

«Пускай судьба, мне посулив венец, сама меня венчает, — решает Макбет. — Будь что будь! Мы время вспять не властны повернуть».

Ряд действующих лиц пьесы, приняв то или иное решение, сразу начинают действовать. Они сами инициируют нужный ход событий, кладут начало тем или иным процессам. Подобный подход иллюстрирует выражение «положить начало». Такие персонажи бдительно следят за происходящим, они всегда готовы начать действовать. Такова леди Макбет, подталкивающая мужа к решительному поступку:

«Лишь натяни решимость как струну, — и выйдет все. Едва Дункан уснет (что будет скоро: он устал с дороги), я подпою вином и крепкой брагой обоих слуг его», — призывает она Макбета.

Благодаря супруге Макбет решается воплотить задуманное:

«Я решенье принял, напрягся и готов на страшный шаг», — готов действовать персонаж.

Вместе с тем поведение ряда героев, приступающих к тем или иным начинаниям, соответствует выражению «не задумываться о последствиях». Подобная ситуация, с одной стороны, сопряжена с дерзкими и безрассудными действиями. С другой стороны, подчас герои проявляют недостаточную осмотрительность, и даже беспечность.

Так, в ряде случаев персонажи поступают отчаянно и безрассудно. Они пренебрегают опасностью, дерзая совершить невозможное. Таков Макбет, бросающийся в бой с превосходящим его противником:

«Буду сражаться я, пока с моих костей не срубят мясо», — готов тиран сражаться как одержимый.

Подчас персонажи проявляют беспечность, пуская дела на самотек. Порой они поступают неосмотрительно, допускают оплошности. Пренебрегая опасностью, такие герои оказываются не готовы предотвратить возможные угрозы. К примеру, прибыв в замок Макбетов, король Дункан опрометчиво вверяет заботу о своей безопасности лишь малочисленной охране. Для сравнения, Макбет пренебрегает опасностью наступления многочисленного войска противника:

«Осада смешна твердыне нашей», — полагается герой на надежность крепостных стен.

Ряд действующих лиц пьесы, прежде чем начать действовать, продумывает возможные последствия своих шагов. Подобный образ действия отвечает выражению «просчитать последствия». Таких персонажей отличает осмотрительность. Они действуют осторожно, стараются совершать взвешенные и оправданные поступки. Подобным образом, например, поступают Малькольм, Сивард. Так, Малькольм весьма реалистично оценивает возможные для себя последствия убийства короля, своего отца:

«Смертельная стрела еще летит, и нам всего полезней не подставлять ей грудь», — не намерен наследник трона идти на неоправданный риск.

Вместе с тем некоторые герои, желая предусмотреть все возможные последствия своих шагов, не торопятся с решением проблем. Соответствующий образ действий отвечает выражению «как бы чего не вышло». Подобная ситуация, с одной стороны, позволяет предупредить возможные неблагоприятные последствия. С другой стороны, персонажи могут оказаться не готовы к решительным действиям.

Так, в ряде случаев герои стараются подстраховаться, пытаясь предупредить возможный негативный сценарий развития ситуации. К примеру, леди Макбет знает, что ее муж в случае необходимости предупредит ее о возникших проблемах:

«Ведь с ним твой господин, а тот давно бы предупредил меня, будь это так», — указывает героиня вассалу.

Подчас герои трагедии, чрезмерно озаботившись последствиями своих шагов, действуют нерешительно. Так, поначалу Макбет не уверен в правдивости предсказаний колдуний, обещающих ему королевский трон. Кроме того, опасение неудачи удерживает его от покушения на короля. Потому Макбет долго не решается действовать:

«А вдруг не выйдет?» — опасается герой провала своего замысла.

• Большинство действующих лиц трагедии ценят порядок, обеспеченный королем Дунканом во время его правления. Они пытаются наладить свою жизнь в условиях царящего в стране хаоса, начавшегося с приходом к власти Макбета. Подобный образ действий иллюстрирует выражение «обуздать стихию». Такие персонажи стараются справиться с возникающими вызовами и угрозами. Они оперативно реагируют на происходящие изменения, стремясь сохранить привычный уклад жизни. Так, король Дункан побеждает врагов благодаря хорошо организованным и дисциплинированным войскам. Король правит страной, опираясь на поддержку своих сыновей и преданных шотландских вельмож. Подобный образ действий, энергичный и одновременно рассудительный, присущ Банко:

«Его неукротимый дух ведом рассудком осторожным к цели».

Противоположную ситуацию иллюстрирует выражение «оказаться нежизнеспособным». Не всем героям удается справиться с жизненными вызовами. Их замыслы остаются нереализованными, и в итоге они терпят фиаско. Так, Макбет пытается противостоять судьбе и сохранить трон за собой и своими потомками. Однако персонаж «свел всю жизнь к пустой мечте». В финале трагедии узурпатор терпит полный крах. При этом Макбет сам приближает свою гибель:

«Постыл мне свет дневной. Пусть рушится весь мир вослед за мной!» Ряд действующих лиц пьесы желает перемен к лучшему. Они стремятся привнести изменения в тот порядок вещей, который их не устраивает. Такие персонажи проявляют инициативу, оперативно реагируя на происходящие изменения. Они стремятся влить живую кровь в то, что дряхлеет и стареет. Подобный подход отвечает выражению «привнести живую струю». К примеру, сыновья Дункана, поддержанные вельможами, желают устранить кровавого тирана, узурпировавшего власть. Инициативу в благородном деле свержения диктатора берет на себя опытный военачальник — «старый Сивард». К его войску присоединяется наследник Малькольм вместе со своим окружением:

«Уже собрался двинуть старый Сивард свою десятитысячную рать. Мы к ней примкнем, и пусть победа будет за правым делом!»

Вместе с тем действия некоторых персонажей, пытающихся изменить положение дел, приводят к ситуации «нарушать порядок». Подобное положение дел, с одной стороны, предполагает активное вмешательство в существующий порядок вещей. С другой стороны, при этом возможна дезорганизация сложившегося порядка.

Так, некоторые персонажи вмешиваются в ход событий. К примеру, леди Макбет уговаривает мужа взять свою судьбу в собственные руки, не дожидаясь, когда пророчества сбудутся сами собой:

«Боюсь я, что тебе, кто от природы молочной незлобивостью вспоен, кратчайший путь не выбирать, — намерена она повлиять на Макбета. — Я в уши волью тебе свой дух и языком смету преграды на пути к короне».

С приходом Макбета к власти порядок в королевстве нарушается. Правитель пытается подавить поднятый против него мятеж, однако его распоряжения не исполняются. Вскоре смута становится неуправляемой. Повсюду царит анархия и хаос. Даже придворный врач сбегает от деспота. Смерть супруги окончательно дезорганизует Макбета. Узурпатор пытается что-то изменить, однако его сумбурные действия лишь усиливают беспорядок в королевстве:

«Ясно всем, что он уж не смирит разброд и смуту уздою власти».

Ряд действующих лиц трагедии особо привержен порядку. Они стараются придерживаться сложившегося положения вещей. С их точки зрения, все должно идти своим чередом, по плану. Подобный образ действий отвечает выражению «порядок прежде всего». Такие герои стараются придерживаться существующих обычаев. Их отличает собранность и организованность. Они дисциплинированы. Так, например, Дункан следит за тем, чтобы в его королевстве был должный порядок. Чтобы не допустить борьбы за трон среди его приближенных после своей смерти, король подтверждает свою приверженность традиционному порядку престолонаследия:

«Вы все, чье место — рядом с троном, знайте, что призван нам наследовать отныне наш первенец Малькольм», — отдает он распоряжение.

Вместе с тем, стремясь навести порядок, порой персонажи провоцируют ситуацию, отвечающую выражению «подавить инициативу». Подобная ситуация, с одной стороны, сопряжена с закоснением и заорганизованностью. С другой стороны, может проявиться застой.

Так, некоторые персонажи действуют чрезмерно жестко. Они пытаются контролировать все и вся. Сковывая инициативу окружающих, они излишне заорганизовывают ситуацию. Подобным образом пытается действовать Макбет, захватив власть. Он требует неукоснительного исполнения своих приказов в условиях, когда их выполнить невозможно. Макбет пытается подчинить своей воле даже ведьм, ему не подвластных:

«Вещуньи, вы еще не все сказали... Отвечайте. ...Вы ответ дадите, или вас я прокляну навеки!» — пытается полководец угрожать колдуньям.

Ограничение инициативы чревато стагнацией и застоем. Так, в финале трагедии во дворце Макбета царит полное запустение. Правитель настолько запускает дела, что его власть разваливается:

«На моем челе — венец бесплодный, в моей деснице — бесполезный скипетр», — признает тиран бесплодность всех своих усилий.

• Многие персонажи по ходу действия трагедии неоднократно выказывают уважение друг другу, подчеркивают ценность и важность того или иного лица. Подобные герои исходят из того, что основное внимание следует уделять главному, не забывая при этом о второстепенном. Подобный образ действий отвечает выражению «правильно расставить приоритеты». Иными словами, персонажи пьесы вырабатывают систему предпочтений, исходя из значимости каждой из фигур. Так, король Дункан стремится оценить заслуги каждого из своих вассалов, благодаря чему может рассчитывать на их поддержку:

«Отличья воссияют словно звезды на всех достойных», — обещает он. Для сравнения, Макбет внушает Банко, что, став королем, он сможет сыграть ключевую роль в его судьбе. Потому основной задачей вассала должно стать преданное служение своему правителю:

«Держись меня и обретешь почет», — советует Макбет. Противоположный способ поведения иллюстрирует выражение «неверно расставить приоритеты». Данная ситуация подразумевает неверную оценку значимости какого-либо события, важности того или иного лица. Подобного образа действий, с точки зрения Банко, придерживаются ведьмы. Он не советует Макбету безоглядно верить их пророчествам. Банко убежден, что колдуньи правдивы лишь в «пустяках» — незначительных деталях. Основная цель ведьм — навредить людям своими предсказаниями:

«Нередко, чтобы ввергнуть нас в беду, орудья тьмы предсказывают правду и честностью прельщают в пустяках, чтоб обмануть тем легче в важном деле», — не обманывается Банко относительно намерений ведьм.

Ряд действующих лиц трагедии исходят из того, что основное внимание следует уделять главным вопросам. При этом они руководствуются определенной системой предпочтений. Подобный подход отвечает выражению «взять быка за рога». Наиболее существенным в данном случае оказывается фактор значимости. Такие герои стремятся выразить уважение тем, кто этого заслуживает. Они оказывают почет, подчеркивают значимость того или иного лица. Так, король Дункан по ходу пьесы неоднократно выказывает уважение своим полководцам и вельможам. В частности, король весьма почтительно обращается к своему полководцу Макбету:

«О доблестный кузен! Вассал достойный».

Вместе с тем, решая важные вопросы, подчас герои оказываются в ситуации, отвечающей выражению «упустить из вида детали». Подобная ситуация, с одной стороны, предполагает акцентирование на главном. С другой стороны, возможно пренебрежение деталями.

Так, добившись власти, Макбет стремится к полному доминированию. Стремление Макбета безраздельно первенствовать над всеми превращает его правление в тиранию. Персонаж считает, что он превзойдет всех благодаря поддержке высших сил. Макбет убежден в превосходстве ведьм над простыми смертными:

«Знание их превосходит человеческое», — верит он в сверхъестественную силу колдуний.

Решая главную задачу — достижение безраздельной власти, Макбет относится к обычным людям как к незначительным, второстепенным фигурам. С точки зрения тирана, ради достижения своих целей можно пренебречь жизнями окружающих. При этом некоторые персонажи сами предпочитают играть второстепенную роль, не желая брать на себя ответственность. Такие персонажи подчас поступают весьма безответственно. К примеру, слуги Дункана пьют вино, зная, что им предстоит охранять покой короля в замке Макбетов. Пользуясь этим, леди Макбет советует мужу так организовать покушение на короля, чтобы избежать подозрений и уйти от ответственности за злодеяние:

«Мы с беззащитным королем поступим, как захотим, свалив на пьяниц-слуг ответственность за наше преступленье», — таков план героини.

Ряд действующих лиц трагедии исходят из того, что все следует продумывать до мелочей. Подобный подход отвечает выражению «все детально продумать». Такие персонажи подходят ко всему ответственно, уделяя внимание каждой детали. Они подвергают тщательному анализу сложившуюся ситуацию, учитывая все нюансы и контексты ситуации. Так, например, Макбет предлагает Банко основательно поразмыслить над всем сказанным ведьмами:

«Обдумай все, что здесь произошло, и мы потом по зрелом размышленье поговорим об этом откровенно».

Вместе с тем, стремясь продумывать все до мелочей, порой персонажи оказываются в ситуации, отвечающей выражению «упустить из вида главное». Погоня за конъюнктурой чревата стратегическими просчетами. Подобная ситуация, с одной стороны, предполагает излишнее внимание к малозначительным деталям. С другой стороны, в этом случае недооценивается главное, наиболее существенное.

Так, чета Макбетов заранее продумывает все детали покушения на короля. Заговорщики скрупулезно все просчитывают, а затем пунктуально воплощают свой план. Примечательным образом ведет себя леди Макбет, став участником кровавого преступления. Героине кажется, будто ее руки запятнаны в крови, а потому она тщательно пытается «отмыть руки». Одна из придворных дам замечает:

«Иногда целых четверть часа проходит, а она их все трет и трет».

Стремясь продумать все до мелочей, подчас персонажи упускают из вида главное. Они игнорируют то, чем пренебрегать никак нельзя. Так, безоглядно веря даже в незначительные подробности предсказаний ведьм, Макбет пренебрегает главной опасностью. Он словно не замечает десятитысячное войско, осаждающее его замок. Недооценивая очевидную опасность, тиран пренебрегает докладами своих военачальников. Им унижены слуги, сообщающие ему о проблемах. Макбет неуважительно отзывается даже о своем основном сопернике, законном наследнике трона Малькольме:

«Я донесений слушать не хочу. Пусть все бегут!... Я не унижусь до страха пред Малькольмом. Он мальчишка».

• Ряд действующих лиц трагедии стремятся к достижению власти или ее упрочению. Они хотят контролировать события, способные повлиять на их судьбу. Такие герои серьезно относятся к прогнозам, касающимся их самих, тем более, подтверждающимся на практике. Подобный подход отвечает выражению «предсказуемость действий». Предсказуемым образом действует, например, король Дункан, загодя сообщая вельможам имя своего наследника. Всем становится заранее известно, что престол займет его «первенец Малькольм», как того и требует традиция. Для сравнения, Макбет допускает, что ведьмы действительно заранее знают, что произойдет. Однако полководец окончательно поверил колдуньям лишь после того, как убедился на собственном опыте в правдивости их предсказаний:

«Сбылись два предвещанья — два пролога к драме монаршей власти. ...Будь он злом, он не послал бы мне залог успеха, начавшись правдой».

Противоположный способ поведения иллюстрирует выражение «непредсказуемость действий». Данный подход подразумевает невозможность прогнозирования событий. К примеру, поначалу Макбет весьма скептически относится к пророчествам ведьм, предсказавшим, что ему предстоит стать Кавдорским таном, а затем и королем:

«Но я не Кавдор, ибо тан Кавдорский живет и благоденствует. А стать шотландским королем мне вряд ли легче, чем Кавдором. Откуда почерпнули вы мысли столь нелепые?» — кажется нелепым герою предсказание.

Ряд действующих лиц пьесы полагаются на свой опыт. Подобный подход отвечает выражению «жизнь покажет». Такие персонажи не любят строить прогнозы, предпочитая убедиться во всем на практике. Чтобы желаемое ими осуществилось, они действуют, исполняя желаемое. Например, когда Сивард выступает против Макбета, он подчеркивает, что лишь ход боя покажет, кто добьется победы:

«Догадки — лишь игра воображенья, уверенность же даст исход сраженья», — готовится к бою опытный воин, «старый Сивард».

Вместе с тем, привыкнув полагаться лишь на свой опыт, некоторые персонажи следуют установке «ничто не предрешено». Подобная ситуация, с одной стороны, допускает возможность преодоления любого сценария развития ситуации. С другой стороны предполагается, что невозможно повлиять на ход событий.

Так, одно из пророчеств ведьм гласит, что потомки Макбета не смогут унаследовать его трон. Данное предсказание не устраивает Макбета. Он желает предотвратить подобный сценарий развития ситуации. Соответственно, Макбет хочет победить всех своих врагов. Узурпатор пытается расправиться со всеми претендентами на престол. Всем прочим тиран пытается навязать свою волю. Макбет рассчитывает, что, действуя подобным образом, он сможет преодолеть злой рок и перебороть судьбу.

«Мы не на жизнь, а насмерть поборемся с тобой, судьба!» — решает он.

В то же время Макбет оказывается бессилен противостоять своей судьбе. В финале пьесы тиран вступает в схватку с Макдуфом. Однако Макдуф оказывается именно тем лицом, на которого указывало пророчество ведьм — человеком, которого Макбет не в силах сразить. Поняв это, Макбет теряет самообладание и волю к победе:

«Сдавайся, трус», — видит Макдуф смятение тирана.

Ряд действующих лиц трагедии исходят из важности прогнозирования событий. Подобный образ действий отвечает выражению «все предопределено». Такие персонажи с должным вниманием относятся к предсказаниям, допуская возможность наступления прогнозируемого события. Они полагают, что ход событий предопределяет тот, на чьей стороне сила и влияние. Например, предсказания ведьм убедили леди Макбет в том, что она сможет повлиять на ход событий:

«Смету преграды на пути к короне, которой рок и неземные силы тебя уже венчали», — ощутила героиня прилив сил.

Вместе с тем, в случае, когда все заранее предопределено, может возникнуть ситуация, отвечающая выражению «ничего нельзя исправить». Подобная ситуация, с одной стороны, предполагает предрешенности событий. С другой стороны, возможен отказ от осуществления желаемого на практике.

Так, например, ведьмы обладают способностью предсказывать события. Все пророчества колдуний в точности сбываются, поскольку они говорят о предрешенных вещах. Могущество колдуний оказывается чрезвычайно велико. Они оказали сильное влияние на судьбу королевства, подтолкнув Макбета к совершению преступлений. Подчинившись воле сверхъестественных сил, персонаж творит много кровавых деяний. Среди прочего, Макбет верит в пророчество, гласящее, что обычный человек, который «женщиной рожден», не сможет убить его. Эта вера дает тирану ощущение всесилия:

«Кто рожден был женскою утробой, тот лишь смешит меня бессильной злобой», — уверовал Макбет в свое всемогущество.

В ситуации, когда все предрешено, нет смысла за что-то бороться и продолжать оказывать сопротивление. В такие моменты персонажи могут проявлять бездействие, не пытаясь добиться желаемого. Так, перед битвой с Макдуфом Макбета «ум подавил предчувствием». Известие о том, что Макдуф «вырезан до срока ножом из чрева матери», то есть он не рожден женщиной как обычные люди, окончательно парализует волю Макбета. Он теряет способность к сопротивлению:

«Сломлена моя мужская доблесть», — сдается Макбет.

Проведенный анализ характеров персонажей трагедии «Макбет» показывает, что героям пьесы присущи организующие потребности: в безопасности, порядке, уважении и власти. Персонажи различаются как видами стремлений, так и способами реализации своих намерений, сопряженными с чертами характера.

Ряд рассмотренных способов поведения позволяет героям реализовать их стремления и достигнуть желаемого. Соответствующий образ действий может быть признан успешным. Наиболее эффективными оказываются следующие принципы поведения: «что посеешь, то и пожнешь», «обуздать стихию», «правильно расставить приоритеты» и «предсказуемость действий».

Прочие способы поведения могут оказаться достаточно эффективными лишь в ограниченном числе случаев. Если персонажи прибегают к противоречивому образу действий регулярно, вне контекста ситуации, это чревато пагубными последствиями как для них самих, так и окружающих. Наиболее неблагоприятными оказываются ситуации: «от нас ничто не зависит», «оказаться нежизнеспособным», «неверно расставить приоритеты» и «непредсказуемость действий».

Экзистенциальные темы

Одной из центральных тем трагедии «Макбет» является проблема предопределенности человеческой судьбы. Так, пророчества ведьм о будущем Макбета полностью сбываются, вплоть до деталей. Тема судьбы традиционно относится к числу экзистенциальных вопросов.

Если судьба персонажей складывается благоприятным образом, они испытывают такие экзистенциальные состояния, как умиротворение, покой и безмятежность [17, с. 194—195].

Так, например, король Дункан правит милостиво и справедливо. Мир и спокойствие, царящие в землях королевства, действуют на правителя умиротворяющим образом. Король повсюду ощущает атмосферу «приятных мест», над которыми «небеса миром дышат»:

«Здесь даже воздух нежит наши чувства — так легок он и ласков», — охватывает Дункана чувство умиротворения.

Придворные довольны правлением короля, равно как и король доволен своими подданными. Более всего Дункан умиротворен преданным служением благородного Банко.

«Услада, пир для уст моих», — расточает король похвалы вассалу. Король прибывает в замок Макбетов, проскакав верхом на коне немалое расстояние. Дункан устал с дороги и хочет покоя, чтобы восстановить силы. Вскоре король спокойно «отходит ко сну», забыв о тревогах и заботах, которыми наполнен день:

«Сон, смерть дневных тревог, купель трудов, бальзам больной души на пире жизни», — благотворно действие спокойного сна.

Дункан чувствует себя абсолютно спокойно в гостях у четы Макбетов, не подозревая о коварных планах родственников. Вверив заботу о своей безопасности хозяевам замка, он безмятежно засыпает, находясь под охраной всего двоих слуг. Так, Банко свидетельствует:

«Король уж отошел ко сну. Сегодня он был на редкость хорошо настроен», — безмятежно предается отдохновению правитель.

Упомянутых экзистенциальных состояний достигают герои, следующие принципам, позволяющим удовлетворить присущие им организующие потребности: в безопасности, порядке, уважении и власти.

Персонажи, поступающие противоречивым образом, оказываются неспособны удовлетворить присущие им стремления. Им свойственны состояния, препятствующие достижению экзистенции: недовольство, беспокойство и напряжение [17, с. 194].

Так, например, леди Макбет неоднократно выражает недовольство нерешительностью мужа, боящегося выступить против короля:

«Что за бредни! Твой страх тебе намалевал картину, немыслимую, — попрекает она Макбета. — Так дрожать и так бледнеть, изображая ужас, пристало только кумушкам зимой у камелька... Стыдись!»

Добившись власти, Макбет пребывает в тревоге. Он беспокоится о том, что законные наследники трона свергнут его. Тогда, как и предсказывали колдуньи, его потомки не смогут наследовать престол:

«Змею мы разрубили, но не убили, и куски срастутся, чтоб вновь грозить бессильной нашей злобе все тем же зубом, — тревожится тиран. — Есть я буду с трепетом свой хлеб и ночью спать, дрожа от грез ужасных».

Со дня встречи с ведьмами Макбет постоянно пребывает в состоянии напряжения. Он часто вспоминает пророчества, одновременно и веря, и не веря им. Особенно сильно Макбет напряжен перед решающей схваткой с противником, превосходящим его по силе:

«А ведь сердце замирает, как вспомнишь, — переживает узурпатор перед битвой. — Этот бой сегодня меня иль вознесет, иль сокрушит».

Отметим, что персонажи, которым свойственны состояния умиротворения, покоя и безмятежности, ведут достойный, благородный образ жизни. В случае возникновения проблем они исполняются решимости их преодолеть. Действия таких персонажей находят понимание и поддержку среди окружающих. В итоге подобные герои добиваются желаемого. Они доставляют радость и окружающим. Так, например, Банко, преданно служащий королю, дорог сердцу Дункана. Король «полон счастья» оттого, что его подданные преданны ему.

Противоположный тип характера воплощен в образе четы Макбетов. Данные персонажи часто пребывают в состоянии недовольства, беспокойства и напряжения. Жизнь супругов наполнена мучительными страхами, постепенно сводящими обоих с ума. Они не только страдают сами, но и заставляют страдать других. Макбет умерщвляет Дункана и Банко, преследует всех родственников короля, способных унаследовать трон. Финал пьесы трагичен для таких героев. Макбет теряет супругу — свою самую надежную опору в жизни, а затем бесславно гибнет сам.