Счетчики






Яндекс.Метрика

1.3. Венецианский купец

Герои пьесы «Венецианский купец» оказываются перед лицом жизненно важного выбора. Например, женихи Порции должны выбрать одну из трех шкатулок, чтобы жениться на ней. Среди женихов Порции — Бассанио. Финансовое положение Бассанио не позволяет ему жениться. Чтобы поправить свои дела, он решает участвовать в выгодной торговой операции. Необходимой суммы денег у него нет, а потому он просит у ростовщика Шейлока взаймы. Желая помочь другу, Антонио выступает поручителем за Бассанио. Ростовщик использует сделку как повод поквитаться с Антонио, своим давним недругом, а потому выдвигает крайне жесткие условия. Антонио делает непростой выбор, соглашаясь помочь другу. Он понимает, что ему придется ответить жизнью за долги товарища в том случае, если Бассанио вовремя не вернет заем. Когда выданный Шейлоком вексель оказывается просрочен, ростовщик требует суда над должником. Шейлоку предлагают значительную неустойку. Однако ростовщик сделал иной выбор. Он намерен жестоко расправиться со своим конкурентом. Жизнь Антонио оказывается под угрозой. Между тем удачливый Бассанио использует свой шанс. Корабли с его товаром благополучно возвращаются. В итоге Шейлок вынужден подчиниться такому решению суда, которого он никак не ожидал.

Стремления героев

Анализ пьесы показывает, что ее герои стремятся к удовольствию, комфорту, свободе [17, с. 27]. Подобные потребности относятся к гедонистическим (от лат. hedone — «удовольствие») [6, с. 311]. Кроме того, некоторые персонажи стремятся обрести власть над другими.

Основными действующими лицами пьесы являются венецианские купцы и банкиры. Подобные профессии хоть и сопряжены с немалым риском, но приносят немалый доход, позволяющий жить в достатке. Соответственно, герои пьесы избирают тот род деятельности, который позволяет удовлетворить их стремления.

Ряд персонажей умеет получать удовольствие от жизни. К примеру, Бассанио любит проводить время с друзьями «весело и пышно»:

«Когда мы с вами вновь, друзья, повеселимся?» — рассчитывает он вновь насладиться обществом товарищей.

Большинство героев пьесы вполне удовлетворены тем, как складываются их дела. Например, Порция довольна тем, что женихи приняли выдвинутое ее отцом условие замужества дочери:

«Я очень рада, что эта толпа воздыхателей так благоразумна», — нравится девушке поведение женихов.

Многие персонажи дорожат своим душевным комфортом. Таковы Соланио и Саларино, избегающие рискованных торговых операций. Антонио излишне не рискует в торговых делах, что позволяет ему чувствовать себя достаточно комфортно:

«Я очень благодарен судьбе своей. Не вверен мой товар единственному судну или месту», — спокоен купец за судьбу своего товара.

Встречаясь со своим женихом, Джессика ощущает себя комфортно, когда она выглядит хорошо. Если наряд девушки выглядит не лучшим образом, она довольна, когда это не столь незаметно:

«Я рада, что темно и что меня не можете вы видеть», — устраивает растрепанную Джессику полумрак во время свидания.

Действующие лица пьесы являются гражданами свободной республики. Они ценят свою свободу, равно как и свободу других людей. Так, исполняя роль судьи, Порция предлагает ростовщику добровольно простить своего должника:

«По принуждению милость не действует», — волен Шейлок принять свободное решение.

Порция, как правило, не настаивает на своем, предоставляя окружающим свободу выбора:

«Ну, делайте как знаете», — оставляет девушка решение за другими.

Одной из значимых линий пьесы является тема власти. К примеру, ростовщик выдает вексель с намерением устранить своего основного конкурента Антонио и тем самым повлиять на ситуацию на рынке кредитов:

«Буду властен я...» — полагает Шейлок, что он сможет распорядиться судьбой должника на свое усмотрение.

Между тем всей полнотой власти в Венеции обладает только дож. Лишь его суд способен решить судьбу должника Шейлока:

«Один лишь дож казнить иль миловать его имеет право».

Поведение героев

Персонажи пьесы «Венецианский купец» следуют определенным правилам поведения, направленным на удовлетворение гедонистических потребностей. Соответствующие стратегии поведения отнесены к гедонистическим [17, с. 577—578]. Герои пьесы различаются не только видами стремлений, но и способами реализации своих намерений. В зависимости от рода стремлений выделяются четыре основных варианта поведения персонажей.

• Многие действующие лица пьесы стремятся получить удовольствие от жизни. Некоторые из героев реализуют свои желания, используя благоприятную ситуацию. Они используют тот шанс, когда все складывается наилучшим образом и появляется шанс получить желаемое. Пользуясь случаем, они добиваться необходимого. Иными словами, они действуют по принципу «воспользоваться случаем». Подобные персонажи считают, что следует брать то, что само идет в руки. Так, например, Бассанио использует имеющийся шанс, чтобы жениться на Порции, своей возлюбленной. Пользуясь расположением своего друга Антонио, Бассанио надеется решить свои финансовые проблемы:

«Эта дружба порукой в том, что я могу открыть вам планы все и все предположенья, которые я сделал для того, чтоб от долгов совсем себя избавить», — намерен герой поучаствовать в выгодной торговой операции.

Для сравнения, ростовщику Шейлоку присущ противоположный способ поведения, отвечающий выражению «никогда не везет». Герой считает, что благоприятный случай получить желаемое сам по себе никогда не представится. Ростовщик добивается своего, вне зависимости от ситуации. К примеру, добиваясь расправы над должником, Шейлок упускает шанс получить от Бассанио огромную неустойку по векселю — «хоть вдесятеро». Шейлок «отрекся пред судом» от неустойки, желая получить большее — право распоряжаться жизнью Антонио. Ростовщик не желает вникать в обстоятельства своего должника, не учитывает ситуацию, сложившуюся на судебном процессе. Не ограничив вовремя свои амбиции, Шейлок упускает шанс получить выгодную компенсацию. Более того, герой теряет все свое имущество.

Ряд действующих лиц пьесы не строят планы заранее, предпочитая принимать решения исходя из складывающейся ситуации. Такие герои следят за тем, как развиваются события, живя по принципу «сориентироваться по обстоятельствам». Подобные персонажи, подобно Антонио, Бассанио, Порции, верят в везение и удачу. Они рассчитывают на то, что рано или поздно все образуется, а потому не теряют оптимизма. Как правило, они довольны своей судьбой. Так, согласно завещанию отца, судьбой Порции «владеет лотерея». Девушка вправе выйти замуж лишь за того, кто угадает выбор ее отца, спрятанный в одной из трех шкатулок. Однако Порция не теряет надежды на то, что она сможет удачно выйти замуж. Подобный образ мыслей Порции подсказывает Нерисса, ее служанка:

«Без сомнения, выиграет только человек, искренно любящий вас».

Некоторые герои, надеясь на лучшее, полностью полагаются на волю случая. Они живут по принципу «всякое случается». В этом случае, с одной стороны, возможно удачное стечение обстоятельств. С другой стороны, возможно неблагоприятное развитие событий.

Ряд персонажей хочет с избытком услаждаться жизнью, стараясь получать максимум удовольствий. Неожиданное развитие событий усиливает у них остроту ощущений, позволяет испытать чувство азарта. К примеру, Грациано ищет повод развлечься. Почти все происходящее вокруг его веселит. В компании своих бесшабашных друзей Грациано готов веселиться до упада:

«Пускай покроюсь я морщинами от смеха и веселья!» — смеется он.

Для сравнения, ряд героев нередко чем-то неудовлетворен. Так, Шейлок постоянно чем-то недоволен. Особенно сильно он сокрушается о потере денег: «Убыток за убытком», — сетует ростовщик. В равной мере Шейлок недоволен своим слугой:

«В работе как улитка, он мешкает и спит по целым дням, как дикий кот», — недоволен ростовщик Ланчелотом.

Ряд действующих лиц пьесы придерживаются правила «довольствоваться насущным». Они полагают, что следует удовлетворять насущные потребности и обходиться необходимым. Подобные персонажи стремятся удовлетворить свои потребности, не полагаясь лишь на волю случая. Получая необходимое, они испытывают удовлетворение. Так, Антонио старается излишне не рисковать в торговых операциях. При этом он в целом удовлетворен ходом своих дел:

«Я очень благодарен судьбе своей», — не жалуется Антонио.

Привыкнув довольствоваться насущным, некоторые персонажи вовсе перестают рассчитывать на везение. Они стараются, что называется, «гарантировать желаемое». Подобные герои стремятся добиться необходимого вне зависимости от того, как складываются обстоятельства. Они готовы действовать даже в неблагоприятных условиях. Подобная ситуация, с одной стороны, предполагает повышенную требовательность. С другой стороны, в данном случае на благоприятное стечение обстоятельств не рассчитывают.

Так, некоторые герои любой ценой добиваются того, что им необходимо. Они любят настаивать на своем. К примеру, Шейлок напоминает Антонио, что тот обязан расплатиться по векселю. Ростовщик знает, что договор необходимо исполнять. Потому он требует справедливого суда, понуждая должника выполнить условия договора:

«Я требую суда законного — я требую уплаты по векселю».

Шейлок обладает невыносимым характером, что подавляюще действует на окружающих. Ростовщиком угнетены все те, кто ему хоть чем-то обязан.

«Сами будучи угнетены, гнетут других», — сказано о подобных людях.

Персонажи, подвергшиеся угнетению, подобно Антонио, стремятся выбраться из кабалы. Не только слуга Шейлока Ланчелот, но даже его собственная дочь Джессика мечтают сбежать от ростовщика.

• Действующие лица пьесы стремятся к комфортной жизни. Некоторые из героев склонны действовать привычным, удобным для них способом. При наличии выбора они стремятся реализовать наилучший из вариантов. Подобный принцип поведения соответствует выражению «выбрать подходящий вариант». Так, например, Соланио и Саларино не рискуют участвовать в торговых операциях, подобно Антонио. Иначе персонажи сильно переживали бы за свой товар:

«Несчастия с имуществом моим, печаль в меня вселяла бы», — не рискует Соланио торговать.

Противоположный способ поведения иллюстрирует выражение «выбрать не лучший вариант». Данная ситуация подразумевает выбор неподходящего способа действий. К примеру, Бассанио хочет отблагодарить судью за выигранный процесс в суде. Порция просит ему отдать ей перстень, зная, что это ее собственный подарок, как залог любви. Бассанио не зная, что в роли судьи выступает Порция, поначалу не соглашается. Однако, следуя совету Антонио, он отдает кольцо:

«Отдай ему кольцо и, если можешь, к Антонио в квартиру приведи его сейчас», — просит Бассанио Грациано.

Подобным поступком Бассанио дает повод супруге уличить его в нарушении клятвы.

Персонажи пьесы чувствуют себя комфортно в ситуации, когда они имеют возможность выбора. Соответствующий принцип «иметь выбор» исходит из того, что следует рассматривать альтернативные варианты, пробовать различные способы действий. К примеру, Антонио реализует сразу несколько вариантов торговых операций. Тем самым он проводит диверсификацию вложения капиталов. Участие в многочисленных торговых операциях, позволяет снизить риск потерь. При этом Антонио чувствует себя достаточно комфортно. Герой не сильно переживает за свои товары, его «не печалят дела торговые»:

«Не вверен мой товар единственному судну или месту, не отдано имущество мое в зависимость от нынешнего года», — свидетельствует он.

Имея возможность выбора, вместе с тем в ряде случаев персонажи не могут определиться с тем, что именно им лучше выбрать. Подобная ситуация отвечает выражению «не определиться с выбором». С одной стороны, наличие многообразных вариантов затрудняет выбор. С другой стороны, ни один из имеющихся вариантов может не подходить в достаточной степени.

Так, некоторые персонажи поддаются многочисленным соблазнам. Изобилие средств позволяет им чувствовать себя достаточно вольготно. Однако не все герои могут себе позволить постоянно вести беспечный образ жизни. Например, Бассанио живет настолько расточительно, что проматывает все свое состояние:

«Все, что вы мне дали, потерял, как юноша беспечнейший», — признается персонаж Антонио.

Между тем не все имеющиеся варианты могут оказаться подходящими и соответствовать запросам героев. Порой персонажи оказываются в стесненных условиях, к которым им приходится приспосабливаться. Так, Шейлок не считается с тем, удобно что-то для других, или нет. Ростовщик притесняет даже собственную дочь, которой приходится во всем слушаться отца. Джессика крайне стеснена в своих возможностях, поскольку отец ей практически все запрещает:

«Не смей влезать на окна и не суйся на улицу», — придирается ростовщик к дочери буквально во всем.

Для персонажей, как правило, наиболее комфортным оказывается привычный образ действий, отвечающий их вкусам и пристрастиям. Некоторые герои пьесы не склонны менять свои привычки, что отвечает принципу «придерживаться привычного». К примеру, в отличие от Антонио Бассанио не пробует различные способы заработка, а руководствуется проверенными методами. Он любит действовать привычным способом, используя известные ему приемы. Бассанио так образно описывает данную стратегию:

«Когда стрелу мне потерять случалось, тотчас пускал другую вслед за ней, такую же и в том же направленье, но уж за ней внимательно следил, чтоб первую найти — и так, рискуя обеими, я обе иногда отыскивал».

Придерживаясь привычного, в ряде случае персонажи оказываются в ситуации «отсутствие выбора», когда нет альтернативных вариантов. Подобная ситуация, с одной стороны, подразумевает однотипность имеющихся вариантов. С другой стороны, возможен недостаток подходящих вариантов.

Так, многие горожане пытались уговорить Шейлока, чтобы тот пощадил своего должника. Однако ростовщик единообразно всем отказывает. Одновременно сам Шейлок назойливо преследует дожа, надоедая собственными жалобами:

«Он день и ночь не отстает от дожа... Старались все уговорить его, но все напрасно; от кляуз... своих не хочет он отречься и упорно твердит одно», — надоел всем ростовщик.

Для сравнения, Ланчелот, слуга Шейлока, стоит перед мучительной дилеммой: сбежать от своего хозяина или остаться ему служить? Причем оба варианта плохи, каждый из них сопряжен с определенным неудобством. Персонаж пытается выбрать одно из двух зол: ослушаться голоса «жестокой совести» или поддаться соблазняющему его «злому духу»:

«Если повиноваться совести, то следует остаться у жида, моего хозяина, который — прости господи — тоже из дьяволов; если я убегу от жида, то послушаюсь черта, который, с позволения сказать, уж настоящий черт», — ощущает Ланчелот внутренний дискомфорт.

• Большинство действующих лиц пьесы ценят свободу. Ценя возможность поступать по собственной воле, некоторые герои следуют принципу «свобода действий». Подобные персонажи считают, что каждый вправе поступать так, как он сочтет нужным. К числу таких героев относятся дож, Антонио, Бассанио, Порция. Характерно, что многие горожане призывают Шейлока добровольно отказаться от непомерных требований к своему должнику. Порция предоставляет право выбора своим женихам. Играя роль судьи, Порция призывает Шейлока по доброй воле пощадить Антонио:

«По принуждению милость не действует», — напоминает героиня.

Вместе с тем в ряде случаев персонажи пьесы теряют право на независимые действия, лишаются свободы выбора. Подобную ситуацию иллюстрирует выражение «ограничение свободы действий». Так, подписав вексель Шейлока, Антонио оказывается в положении должника. Просрочив оплату по векселю, Антонио обязан выполнить все условия ростовщика. Для сравнения, Порция, согласно завещанию своего отца, не вправе избрать жениха по своему желанию:

«Я не имею права ни избрать того, кого сама желала бы, ни отказать тому, кто мне не нравится», — ограничена в правах девушка.

Ряд действующих лиц пьесы начинают действовать в тот момент, когда этого требует ситуация. Подобное поведение отвечает принципу «действовать в нужный момент». Такие герои свободны в принятии решений. Они вольны действовать тогда, когда сочтут нужным. Так, Бассанио добровольно идет на риск, стремясь удержаться на плаву. К подобному образу действий Порция призывает своих женихов:

«Вы должны идти на риск: иль вовсе отказаться от выбора», — предоставляет девушка женихам право решать самим.

Будучи готовы действовать в нужный момент, в ряде случаев герои оказываются в ситуации, отвечающей выражению «несвоевременность действий». Подобная ситуация, с одной стороны, предполагает поспешность, неуместность действий. С другой стороны, можно вовремя не предпринять своевременные шаги.

Так, ряд персонажей, таких как Грациано, обладает неуравновешенным характером. Подчас они предпринимают поспешные шаги, торопят развитие событий. Порция сравнивает таких горячих и бесшабашных людей с зайцами:

«Горячая натура перепрыгивает через холодное правило. Безумная молодость — заяц, перепрыгивающий через капканы».

Неуместные действия совершает и расчетливый Шейлок. Он творит произвол по отношению к людям, которые от него зависят. Ростовщик полагает, что ему все дозволено по отношению к его должнику Антонио. Шейлок убежден, что он вправе поступать так, как ему заблагорассудится со всеми иноверцами:

«Гнусности, которым вы меня учите, я применяю к делу — и кажется мне, что я превзойду своих учителей», — заявляет ростовщик христианам.

В ряде случаев герои сталкиваются с неожиданной для них ситуацией. Находясь в подобном положении, они оказываются не готовы действовать. В этом случае персонажи могут уклоняться от решения проблем. Так, например, Шейлок уходит от прямого разговора с Антонио, зная, что ему нечего тому возразить:

«Я не желаю слушать, что скажешь ты», — не готов ростовщик к объяснениям с должником.

Ряд действующих лиц пьесы нередко выжидают момент, наиболее благоприятный для действий. Они предпочитают, что называется, «дождаться своего часа». Подобные персонажи отличаются уравновешенным характером, терпеливостью. К примеру, Шейлок гордится своим врожденным умением ждать:

«Терпенье же — наследственный удел всей нации еврейской».

Ожидая благоприятного момента, в ряде случаев герои ведут себя по принципу, который иллюстрирует выражение «упереться рогом». С одной стороны, они могут требовать от других людей, чтобы те поступали сообразно их ожиданиям. С другой стороны, при этом можно пропустить момент, удобный для действий.

Так, некоторые персонажи полагают, что окружающие обязаны поступать сообразно их ожиданиям. Например, Шейлок часто предъявляет претензии окружающим, стоит у них над душой. Так, его неотступно преследует мысль о неизбежности расправы над Антонио:

«Ну, пусть он не забудет своего векселя!... Пусть он не забудет своего векселя!... Пусть же не забудет своего векселя!»

Преследуя какую-то цель, порой персонажи упускают из вида нечто важное. Так, Антонио подмечает, что в суете дел некоторые люди упускают возможность радоваться жизни:

«Тот жизнь свою теряет, кто ее излишеством забот обременяет».

Так, постоянно занятый делами, Шейлок упускает из вида, что его дочь Джессика повзрослела и имеет право на собственную жизнь. В итоге ростовщик лишается единственной дочери.

• Некоторые действующие лица пьесы не только обладают определенной властью, но и умеют ею распорядиться. Подобные персонажи способны осуществить свою волю, повлиять на ситуацию. При этом ряд героев действует по принципу «добиваться возможного». Соответствующий образ действий подразумевает, что человеку следует делать то, что в его силах. Подобные герои используют имеющийся у них потенциал, чтобы добиться своих целей, воплотить свои замыслы в жизнь. Таковы дож, Бассанио, Порция. К примеру, Бассанио намерен поправить свое материальное положение, чтобы получить возможность жениться на Порции. Нуждаясь в деньгах, он обращается за помощью к своему другу, купцу Антонио. Бассанио знает, что тот способен ему помочь. Действительно, Антонио готов сделать все, что в его силах, чтобы помочь другу:

«Могу уверить, что кошелек и самого себя, и средства все последние открою для ваших нужд», — отзывается купец на просьбу друга.

Противоположный способ поведения иллюстрирует выражение «добиваться невозможного». Данный образ действий в конечном итоге приводит к тому, что планы не воплощаются в жизнь, замыслы не реализуются. Подобным образом поступает Шейлок, посягая на жизнь Антонио, своего должника. Ростовщик пытается достичь невозможного, добиваясь смерти гражданина Венеции. Согласно закону республики «один лишь дож казнить иль миловать имеет право». В итоге Шейлок терпит полное фиаско.

Ряд персонажей стремится воплотить задуманное в жизнь, действуя по принципу «исполнять принятые решения». Подобные герои стремятся реализовать свои планы и достичь желаемого. Они не сидят, сложа руки, а действуют. Так, например, чтобы жениться на Порции, Бассанио осуществляет целый ряд активных действий. В итоге он добивается своего. Своего рода гарантом исполнения закона в Венеции является дож. Так, правитель требует выполнения решения суда:

«Быть посему, — велит дож исполнить судебное постановление, касающееся Шейлока. — Все, как сказано, исполни».

Стремясь исполнить принятые решения, герои в ряде случаев не могут реализовать свои намерения. Подобная ситуация отвечает выражению «неверно рассчитать силы». В данном случае, с одной стороны, персонажи сталкиваются с необходимостью преодоления значительных трудностей, превышающих их возможности. С другой стороны, герои могут недооценивать собственный потенциал.

К примеру, некоторые герои, преследуя свои цели, навязывают другим свою волю. Они стремятся преодолеть возражения окружающих. Так, Бассанио настаивает на своем намерении отблагодарить судью, в то время как тот пытается отказаться:

«Я вынужден настаивать», — отметает все возражения персонаж.

В итоге Бассанио оказывается в неловкой для себя ситуации. Вопреки собственному желанию, он вынужден подарить судье перстень — подарок его возлюбленной. Бассанио оказывается бессилен исполнить данную им Порции клятву верности. Очутившись в подобном положении, герои оказываются неспособны что-то изменить. Они вынуждены подчиняться решениям других, смиряться с проигрышем. Им приходится сдаться и отступить. Так, Шейлок не в силах отказаться исполнить решение суда, ибо «установленный закон переменить нельзя ничьею властью в Венеции». Равным образом ростовщик не в состоянии вернуть сбежавшую от него дочь, прихватившую с собой часть драгоценностей:

«Значит, я никогда уже не увижу моего золота», — не может ничего поделать Шейлок.

Ряд действующих лиц пьесы стараются адекватно оценивать свой потенциал. Они стремятся правильно рассчитать свои силы, реалистично оценивая свои шансы достичь желаемого. Такие герои исходят из того, что следует «располагать возможностями», чтобы чего-то достичь, как-то повлиять на ситуацию. Иными словами, амбиции данных героев ограничены их возможностями. К примеру, желая спасти Антонио от расправы, Порция готовит соответствующий план, предусматривающий исполнение ею роли судьи. Избранная Порцией стратегия действий позволяет ей добиться успеха. Для сравнения, дожу не требуется прибегать к каким-либо ухищрениям. Правитель располагает возможностями осуществить практически любую свою волю. В случае необходимости он готов употребить власть и прибегнуть к силе. Так, например, призывая присутствующих на суде к спокойствию, дож напоминает о своих полномочиях и возможностях:

«Я своею властью распущу собрание», — способен правитель повлиять на ход событий.

В ряде случаев герои не используют в полной мере имеющиеся у них возможности. Подобная ситуация отвечает выражению «не реализовать свой потенциал». С одной стороны, это позволяет персонажам накопить силы или соответствующие ресурсы. С другой стороны, герои могут бездействовать, в то время как требуется вмешательство.

Так, в ряде случаев персонажи переоценивают свои возможности. Им кажется, что они обладают значительной властью и силой, являются влиятельными и могущественными людьми. Так, Шейлок убежден, что, благодаря деньгам и связям, он сможет контролировать все и вся. Получив с помощью векселя власть распоряжаться судьбой своего должника, Шейлок упивается ощущением собственного могущества. Ростовщик рассчитывает, что он сможет распоряжаться жизнью Антонио по своему усмотрению:

«Буду властен я фунт вашего... мяса... там вырезать,... где пожелаю», — заявляет Шейлок.

Другой образ действий сопряжен с бездействием, когда человек отказывается от реализации своих намерений. В подобном случае персонажи не намерены влиять на ситуацию. Так, Шейлок смиряется с решением суда, отнявшим у него все его имущество:

«Берите все, берите жизнь мою: не нужно мне пощады», — опускает руки ростовщик.

Проведенный анализ характеров персонажей пьесы «Венецианский купец» показывает, что ее героям присущи гедонистические потребности: в удовольствии, комфорте, свободе, а также стремление к власти. Герои различаются как видами стремлений, так и способами реализации своих намерений, сопряженными с чертами характера.

Ряд рассмотренных способов поведения позволяет персонажам реализовать свои стремления и достигнуть желаемого. Соответствующий образ действий может быть признан успешным. Наиболее эффективными оказываются следующие правила поведения: «воспользоваться случаем», «выбрать подходящий вариант», «свобода действий» и «добиваться возможного».

Прочие способы поведения могут оказаться достаточно эффективными лишь в ограниченном числе случаев. Если персонажи прибегают к противоречивому образу действий регулярно, вне контекста ситуации, это чревато пагубными последствиями как для них самих, так и окружающих. Самыми неблагоприятными оказываются ситуации: «никогда не везет», «выбрать не лучший вариант», «ограничение свободы действий» и «добиваться невозможного».

Экзистенциальные темы

Одной из основных тем, поднятых в пьесе «Венецианский купец», является тема свободы воли, жизненно важного выбора. На примере героев пьесы показано, что человек волен сам избирать свою судьбу, делая тот или иной выбор. Экзистенциальная философия рассматривает свободу воли (право волеизъявления) как основу экзистенции.

Если персонажам удается благополучно устроить свою жизнь, они обретают покой, умиротворение и безмятежность. Подобные состояния относятся к экзистенциальным [17, с. 179—180].

Ряду героев пьесы присуще стремление к обретению покоя, внутреннего спокойствия. Так, например, Антонио стремится сохранять душевное равновесие даже в самые трагичные моменты своей жизни. Готовясь предстать перед судом, на котором решится его судьба, Антонио внутренне спокоен. Он сознает, что совершил благородный поступок, сделал все, что в его силах, чтобы спасти друга от разорения. Благодаря этому Антонио «себя вооружил спокойствием душевным».

Экзистенциальный анализ связывает достижение экзистенции с состоянием покоя: «Опыт переживания основы бытия ведет к позиции спокойствия». При этом достижение состояния экзистенции «требует тишины и покоя» и одновременно дает «ощущение внутреннего покоя» [1—2, с. 135, 98].

Экзистенциальный анализ отмечает также, что осуществление экзистенции переживается как ощущение умиротворения, описываемое как «глубокое чувство согласия и удовлетворения» [12, с. 156]. Персонажи «Венецианского купца» испытывают подобное состояние, когда им удается добиться желаемого. Так, Бассанио умиротворен тем, что сумел добиться руки своей возлюбленной Порции. Веря в свою удачу, он в итоге «в своей судьбе нашел блаженство».

Свершив все свои дела, добившись всего, о чем они мечтали, персонажи предаются отдохновению, ощущают безмятежность. Например, Лоренцо ощущает «безмятежность ночи», когда он вместе с возлюбленной предается отдохновению под звуки музыки:

«Как сладко спит сияние луны здесь на скамье! Мы сядем тут с тобою, и пусть в наш слух летит издалека звук музыки; тишь безмятежной ночи — гармонии прелестной проводник».

«Ситуация "отдыха"», «релаксация», «"отпускание", расслабление», — характеризует подобное благотворное состояние Перлз [15, с. 59, 94, 152].

Рассмотренных состояний, сопряженных с достижением экзистенции, достигают герои, следующие принципам, позволяющим удовлетворить присущие им гедонистические потребности: в удовольствии, комфорте, свободе и власти.

Персонажи, поступающие противоречивым образом, оказываются неспособны удовлетворить присущие им стремления. Им свойственны состояния, препятствующие достижению экзистенции: беспокойство, недовольство и напряжение [17, с. 180—182].

Например, Саларино и Саланио свойственно чрезмерно беспокоиться о своих делах. Если бы они рисковали в торговых операциях, подобно Антонио, то постоянно тревожились бы по поводу судьбы своего товара. Так, Саларино признается:

«Вы мыслью там, где ваши галеоны. ...И сам бы стыл от ужаса при мысли о той беде, что может натворить в открытом море слишком сильный ветер».

Между тем чрезмерное беспокойство и тревога мешают обрести душевный покой. Подобное «беспокойное чувство» описывает, в частности, В. Франкл [25, с. 83].

Состояние недовольства препятствует достижению состояния умиротворения. Франкл характеризует подобное негативное ощущение как состояние «повышенной раздражительности» [25, с. 87—88]. Сходное состояние «возмущенного раздражения» приводит Лэнгле [12, с. 71]. Аналогичное состояние Перлз описывает как «раздражение, недовольство» [15, с. 120].

Состояние недовольства свойственно Шейлоку. Так, например, ростовщика раздражает, когда Антонио упрекает его за скупость:

«Вы меня ругали псом, отступником, злодеем, плевали мне на мой кафтан жидовский, и это все за то лишь, что своим я пользуюсь», — затаил Шейлок обиду.

Состоянию отдохновения и безмятежности противоположно состояние напряжения. Термин «напряжение» использует экзистенциальный анализ [12, с. 43]. Франкл описывает подобное состояние как «внутреннее напряжение», «нервное напряжение» [25, с. 81, 85].

Например, Шейлок постоянно пребывает в состоянии напряжения. Ростовщик ни на миг не позволяет расслабиться ни себе, ни другим. Он, что называется, все делает через силу, излишне изнуряя себя и окружающих. Даже предложение Антонио отобедать вместе, чтобы отметить сделку и расслабиться после напряженных переговоров, ростовщик воспринимает не иначе как вызов. Шейлок принимает приглашение лишь для того, чтобы заставить Антонио раскошелиться:

«Меня не из любви, конечно, пригласили... Но все-таки пойду и буду есть из ненависти только: поплатится пусть».

Отметим, что персонажи, которые достигают состояния покоя, умиротворения и безмятежности, ведут интересную и насыщенную жизнь, наполненную яркими событиями и приключениями. В случае возникновения проблем такие герои не теряют оптимизма, а исполняются решимости их преодолеть. Подобные персонажи умеют радоваться и веселиться, получать удовольствие от жизни, а также умеют дарить радость другим. Так, Порция и Бассанио испытывают «счастье» и «блаженство», когда вступают в брак. Финал пьесы счастлив для этих героев, равно как и для Антонио.

Противоположный род характера воплощен в образе Шейлока. Данный персонаж постоянно пребывает в состоянии беспокойства, недовольства и напряжения. Его жизнь безрадостна. Ростовщик страдает от тягот жизни и заставляет страдать других. Его характер столь невыносим, что от него решает сбежать не только слуга Ланчелот, но даже его собственная дочь Джессика. Сама жизнь не дорога Шейлоку после того, как он теряет все свое имущество по решению суда:

«Берите жизнь мою, — отчаялся герой. — Нехорошо я чувствую себя».