Счетчики






Яндекс.Метрика

2.2.1. Типичность стремлений персонажей

Анализ произведений Шекспира показывает, что персонажам каждой из его пьес присущ определенный набор стремлений. Так, например, ранее было показано, что героям трагедии «Отелло» свойственны потребности в статусе, признании, доверии. Подобного рода потребности относят к глорическому [6, с. 308], или статусному типу [17, с. 26]. Названные потребности присущи статусному типу личности [17, с. 127—131]. Помимо этого, ряду персонажей «Отелло» свойственно стремление к поиску смысла.

Упомянутые стремления также движут персонажами пушкинской трагедии «Моцарт и Сальери». К примеру, Сальери стремится достичь высокого социального статуса. Благодаря трудолюбию он «в искусстве безграничном достигнул степени высокой». Между тем Сальери не удовлетворяется статусом обычного, пусть и выдающегося композитора. Музыканту кажется, что он «избран» для высшего предназначения. Он считает себя «жрецом», «служителем музыки».

Сальери с юности стремится к успеху и славе. В итоге ему удается добиться признания. Он становится признанным композитором:

«Слава мне улыбнулась... Я наслаждался мирно своим трудом, успехом, славой», — добился желаемого музыкант.

Добившись людского признания, Сальери жаждет признания от самих небес. Он требует себе вдохновения «в награду». Честолюбец обижен на небеса за то, что «бессмертный гений» озаряет не его, а «гуляку праздного» — Моцарта.

Моцарт испытывает доверие по отношению к Сальери. Музыканту и в голову не приходит, что его приятель способен что-то тайно злоумышлять против него. За дружеской беседой Моцарт поверяет Сальери самые сокровенные свои переживания. Он даже поднимает бокал «за искренний союз, связующий Моцарта и Сальери». Отметим, что именно такой чертой характера Моцарта как доверие людям, в конечном итоге, коварно пользуется Сальери.

Пушкинскому Моцарту дано постигать сокровенный смысл вещей. По ходу действия он неоднократно высказывает глубокие суждения. Среди прочего, музыкант постигает, отчего творчество — удел немногих «избранных, счастливцев праздных». Ибо «тогда б не мог и мир существовать; никто б не стал заботиться о нуждах низкой жизни». Моцарт вникает в суть нравственных вопросов, поднимая тему добра и зла в контексте соотнесения «гения и злодейства».

Тем самым Сальери стремится к достижению высокого статуса и получению признания. Моцарту также не чужды подобные склонности. Однако они не достигают в нем того экзальтированного состояния, как это проявляется в личности Сальери. Моцарта отличает доверие к людям, а также способность схватывать суть вещей.

Для сравнения, подобные потребности присущи пушкинским героям из повести «Станционный смотритель» и «Сказки о мертвой царевне...» [20].

Сходными стремлениями наделен Манилов, персонаж «Мертвых душ» Гоголя. Беседу с Чичиковым Манилов начинает с хвалебных отзывов о высокопоставленных городских чиновниках, подчеркивая свое почтение к обладателям высокого социального статуса. Попрощавшись с гостем, Манилов мечтает о том, чтобы его и Чичикова отметили генеральским чином за беспримерный образчик дружбы:

«Будто бы государь, узнавши о такой их дружбе, пожаловал их генералами».

Манилов «прочит» своему сыну карьеру «по дипломатической части». Значимость социального статуса подчеркнута при описании окружения помещика. Например, по ходу повествования говорится, что приказчик Манилова сделал неплохую карьеру:

«Он совершил свое поприще, как совершают все господские приказчики: был прежде просто грамотным мальчишкой в доме, потом... сделался сам ключником, а там и приказчиком».

Для Манилова характерно признание достоинств окружающих людей. Он чрезвычайно лестно отзывается как о своем госте, так и обо всех известных ему чиновниках. Так, помещик почтительно характеризует губернатора — «препочтеннейший и прелюбезный человек». Манилов признает достоинства едва не всех своих знакомых:

«О, это одна из достойнейших женщин, каких я только знаю», — восхваляет помещик жену полицмейстера.

Манилов испытывает доверие к Чичикову, несмотря на то, что едва с ним знаком. Помещику и в голову не приходит, что его гость мошенник. Сходным образом Манилов полностью доверяет ведение хозяйственных дел приказчику, запустившему поместье. Манилов выказывает доверие Чичикову даже после того, как тот озвучивает весьма сомнительное предложение:

«О! Помилуйте, ничуть. Я не насчет того говорю, чтобы имел какое-нибудь, то есть критическое предосуждение о вас», — заверяет он гостя.

Манилов ценит доверительность в отношениях между людьми. Он ищет «друга, с которым бы можно было поделиться». Именно такой чертой персонажа, как доверие людям, и пользуется Чичиков, получая задаром то, что он был готов купить за деньги.

Следует заметить, что Манилов любит «пофилософствовать» и «углубиться» в некие высокие материи, пытаясь постичь их потаенный смысл. Помещику кажется, что в неожиданном предложении Чичикова скрыт весьма глубокий смысл, который сложно постичь. Пытаясь вникнуть «в толк самого дела», Манилов принимает «умный» вид. Его лицо изображает «глубокое выражение», словно он разбирает «самое головоломное дело».

Тем самым Манилов ценит социальный статус человека. Он охотно признает достоинства людей и испытывает доверие к окружающим. При этом персонаж неоднократно предпринимает попытки вникнуть в смысл происходящего.

Сходство рассмотренных персонажей Шекспира Пушкина и Гоголя подчеркивает также то обстоятельство, что у героев произведений названных авторов нередко совпадает даже род деятельности. Так, многие действующие лица шекспировской трагедии «Отелло» — военные и гражданские чиновники. Значительная часть героев пушкинской повести «Станционный смотритель» имеет гражданские, либо воинские звания и чины. Гоголевский Манилов надеется, что на государственную службу поступит один из его детей, которого тот «прочит по дипломатической части». При этом сам Манилов мечтает о том, чтобы его и Чичикова «пожаловали генералами». Указанное подтверждает типичность подобных героев.

Героями комедии Шекспира «Бесплодные усилия любви» движут стремления к исследованию, познанию, пониманию и смыслу. Данную группу потребностей относят к когнитивному (познавательному) [5, с. 147—148] или гностическому типу [6, с. 310]. Названные потребности присущи гностическому типу личности [17, с. 168—171].

Соответствующего рода потребности свойственны пушкинским персонажам из трагедии «Русалка», повести «Гробовщик» и «Сказки о попе и о работнике его Балде», а также гоголевскому Плюшкину. Подобные герои типичны для мировой литературы в целом [20].

Сходство героев Шекспира и Пушкина подчеркивает то, что в произведениях обоих авторов ряду персонажей отведены сходные роли. Основные действующие лица шекспировской комедии «Бесплодные усилия любви» — резонеры, любящие давать наставления друг другу. Среди подобных персонажей школьный учитель Олоферн, богослов отец Натаниэль. Есть и подчеркнуто недалекие персонажи, такие как констебль Тупица и шут Башка. Для сравнения, в пушкинской «Русалке» присутствуют образы мамки, наставницы молодой княгини, а также свахи, разъясняющей гостям, как следует проводить свадьбу. Недалекость ряда героев подчеркивают прозвища главных действующих лиц «Сказки о попе и о работнике его Балде»: Балда и «поп, толоконный лоб». Заметим, что единственный из персонажей гоголевских «Мертвых душ», кто принимает Чичикова за глупца, является Плюшкин. Не сумев распознать хитроумные замыслы гостя, Плюшкин заключает, что тот «совершенно глуп».

Героям трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта» присущи стремления к принадлежности, принятию, идентичности и любви. Названные потребности относятся к консолидирующему типу [17, с. 25], равно как и соответствующий психологический тип [17, с. 143—147].

Упомянутые стремления движут персонажами пушкинской трагедии «Пир во время чумы». Сходными потребностями обладают пушкинские герои из повести «Барышня-крестьянка» и «Сказки о золотом петушке», а также гоголевская Коробочка. Подобные герои типичны для произведений мировой литературы [20].

Сходство героев Шекспира и Пушкина подчеркивает то, что в произведениях обоих авторов персонажи играют схожие роли. Среди действующих лиц шекспировской «Ромео и Джульетты» немало людей, связанных кровными узами, либо близких друзей. Немаловажная роль в трагедии отведена кормилице Джульетты, фактически ставшей членом семьи Капулетти. Заметную роль в пьесе играет монах брат Лоренцо. Сходные роли отведены персонажам пушкинских произведений. «Барышня-крестьянка» повествует о жизни двух семей. В одной из семей живет мисс Жаксон — воспитательница главной героини Лизы. При этом за Лизой «ходила» ее старшая подруга Настя. Образ священника присутствует в «Пире во время чумы».

Героями комедии Шекспира «Два веронца» движут стремления к привлечению внимания (заметности), общению, привязанности. Данные влечения сопряжены с коммуникативными потребностями [6, с. 308], равно как и соответствующий психологический тип [17, с. 156—159]. Главные герои пьесы также испытывают потребность в любви.

Подобного рода стремления движут персонажами пушкинской трагедии «Каменный гость». Сходными потребностями обладают пушкинские герои из повести «Метель» и «Сказки о царе Салтане...», а также гоголевский Ноздрев. Подобные герои типичны для произведений мировой литературы [20].

Сходство героев Шекспира и Пушкина подчеркивает то, что персонажи произведений обоих авторов ведут сходный образ жизни. Так, все основные действующие лица пьесы Шекспира «Два веронца» отправляются в путешествие. Для сравнения, герои пушкинской «Метели» переезжают из одного места в другое. Владимир отправляется на войну. Марья Гавриловна переезжает в другую усадьбу. Бурмин посещает главную героиню проездом, направляясь к месту службы, а затем возвращаясь обратно. Дон Гуан из «Каменного гостя» отправлен в ссылку в дальние «северные» края. Однако герою не сидится на месте. Он бежит с места ссылки, чтобы навестить своих возлюбленных. Царь из «Сказки о царе Салтане...» отправляется «далеко» на войну. Его жену и сына пускают в бочке по морю. После Гвидон навещает отца на корабле купцов, которые «объехали весь свет». Для сравнения, гоголевский Ноздрев «дома больше дня никак не мог усидеть». Так, он встречает Чичикова, возвращаясь с ярмарки.

Герои пьесы Шекспира «Венецианский купец» стремятся к удовольствию, комфорту, свободе. Подобные потребности относятся к гедонистическим [6, с. 311], равно как и соответствующий психологический тип [17, с. 182—185]. Помимо этого, ряду персонажей пьесы свойственно стремление к власти.

Названные стремления движут персонажами пушкинской трагедии «Скупой рыцарь». Сходными потребностями обладают пушкинские герои из повести «Выстрел» и «Сказки о рыбаке и рыбке», а также гоголевский Собакевич. Это свидетельствует о типичности подобных героев для мировой литературы [20].

В упомянутых произведениях Шекспира и Пушкина совпадает род деятельности и образ жизни ряда персонажей, что подчеркивает их сходство. Одним из основных действующих лиц «Венецианского купца» является ростовщик Шейлок. В «Скупом рыцаре» присутствует фигура ростовщика Соломона, да и сам барон занимается ростовщичеством. Шекспировский Бассанио любит повеселиться с друзьями, проводя время «весело и пышно», а потому проматывает все свое состояние. Пушкинский Альбер развлекается на пирах и рыцарских турнирах, из-за чего постоянно нуждается в деньгах. Для сравнения, гоголевский Собакевич любит насладиться едой, что подчеркивает грузное телосложение помещика. Так, во время обеда с Чичиковым Собакевич «съел все, обгрыз, обсосал до косточки». Что касается денег, то помещик весьма прижимист и отчаянно торгуется с гостем.

Героям трагедии Шекспира «Макбет» движут стремления к безопасности, порядку, уважению и власти. Названные потребности относятся к организующему типу [17, с. 28], равно как и соответствующий психологический тип [17, с. 195—199].

Подобного рода стремления присущи пушкинским персонажам из трагедии «Сцены из рыцарских времен», повести «История села Горюхина» и «Сказки о медведихе». Сходные стремления движут гоголевским капитаном Копейкиным. Это свидетельствует о типичности подобных героев для произведений мировой литературы [20].

Сходство героев Шекспира и Пушкина подчеркивает то, что в упомянутых произведениях персонажи ведут сходный образ жизни. Большинство действующих лиц шекспировского «Макбета» состоит на службе у короля. Среди главных героев трагедии немало полководцев. Среди персонажей присутствуют как знатные вельможи, офицеры, дворяне, так и их слуги, рядовые солдаты. В свою очередь, большинство действующих лиц пушкинской трагедии «Сцены из рыцарских времен» делятся на рыцарей и их вассалов. Рассказчик повести «История села Горюхина» одно время служил юнкером. Для сравнения, гоголевский капитан Копейкин, всю жизнь прослужив в армии, обращается к чиновникам военного ведомства.

Сопоставляя стремления героев Шекспира, Пушкина и Гоголя можно заметить следующее. Шести из семи типов персонажей названных авторов присущи три вида специфических, только им свойственных стремлений. Кроме того, героям шести произведений свойственны три сходные потребности: в любви, власти и поиске смысла. На этом основании персонажи могут быть разделены на три группы, в зависимости от выраженности соответствующих стремлений. Так, потребность в поиске смысла является общей для двух типов: статусного и гностического. Потребность в любви соотносится с консолидирующим и коммуникативным типом. Стремление к власти характерно для организующего и гедонистического типов.

Отметим, что потребность в поиске смысла, а также стремления к власти и любви соотносятся с тремя высшими психическими функциями, соответствующими общепринятой в психологии понятийной триаде: «разум — воля — чувства». Данной триаде психических функций отвечают известные психологические типы: интеллектуальный, волевой и эмоциональный [17, с. 355].

Героям шекспировского «Гамлета» свойственны все три вышеупомянутых стремления: к власти, любви и поиску смысла. Героям трагедии также присущи творческие потребности: в самовыражении, игре, ориентировке, эстетические потребности, а также стремление к самоактуализации. Подобные потребности относят к экспрессивному (творческому) типу [14, с. 126—127], равно как и соответствующий психологический тип [17, с. 248—250].

Сходный набор стремлений движет персонажами пушкинской трагедии «Борис Годунов», «Сцены из Фауста» и сказки «Жених» (относящихся к 1825 году). Подобные стремления также отличают Чичикова, главного героя гоголевских «Мертвых душ». Подобные герои типичны для произведений мировой литературы, изображающих творческие, ищущие натуры [20].

Подчеркнем, что изображенные в пьесах Шекспира характеры персонажей, обладающих определенными стремлениями, в целом соответствуют известным классификациям потребностей [6] и психологических типов [17].

При систематизации потребностей традиционно используются два подхода: деление на виды, а также принцип иерархичности. Принцип иерархичности сопряжен с выделением нескольких уровней потребностей. В психологии наиболее часто используются такие обозначения уровней потребностей, как природный, социальный, культурный, духовный (нравственный) [7, с. 41—42]; [17, с. 22, 43]. Потребность каждого вида, преломляясь на очередном уровне, предстает в своем новом качестве. Так, на примере «познавательной» потребности «социального культурного субъекта» В.А. Иванников поясняет, что «на уровне природного субъекта подобная когнитивная потребность представлена исследовательской активностью,... на уровне нравственного субъекта эта потребность реализуется в поисках смысла жизни» [5, с. 147—148].