Счетчики






Яндекс.Метрика

Заключение

Я попытался вместе с читателем проникнуть в суть архетипов литературы на примерах произведений В. Шекспира и русских писателей А. Пушкина, М. Лермонтова и Л. Толстого. Правда, мы знаем, что «проникнуть» в архетип — не значит рационально познать его. Архетип непостижим рассудочным, логическим разумом. Мы видели, что проникнуть в архетип можно лишь с помощью иного разума — того, который М. Хайдеггер назвал метафизическим, а А. Бергсон — интуитивным (я так и называю его бергсоновским). Человек обладает таким разумом: оба эти мыслителя показали это. Именно этим разумом мы познаём самое бытие вещей, в противоположность позитивизму, который утверждает познаваемость лишь явлений — того, что наблюдаемо.

Вместе с тем не всякое, иногда даже «высокохудожественное», произведение принадлежит к литературе архетипа, и я указывал на практический способ различения архетипических произведений: это содержащиеся в них тайны, их непостижимость для рассудочного познания. Литература архетипа приводит нас к тайнам, но через эти тайны она позволяет нам раскрыть ложность тех представлений, к которым нас приводит позитивистское мышление, основанное на логическом разуме. То, что для логического разума представляется незнанием, является подлинным знанием для метафизического разума, проникающего в архетип. Здесь уместно вспомнить о концепции учёного незнания Николая Кузанского. Само название этой концепции означает, что незнание может чему-то научить. Наш отечественный философ и физик В. Налимов в книге «Спонтанность сознания» показывает, что это апофатическое познание позволяет приблизиться к пониманию такого существа, как человек. Согласно Налимову, смысл человеческого существа раскрывается именно через незнание, ибо «незнание всегда богаче нашего знания». Наше логическое «познание» основано на признании границы между субъектом и объектом, тогда как незнание стирает эту границу.

Архетип выводит нас на «учёное незнание», позволяющее проникнуть как в бытие Мира, так и в бытие человека. Именно архетип позволил нам выявить смысл религиозности А. Пушкина; именно архетип позволил раскрыть миссию «вестничества» М. Лермонтова; именно архетип позволил увидеть в Л. Толстом созидателя миров.

Нам осталось ещё рассмотреть архетипы Гоголя, Достоевского, Чехова, но это будет уже другая книга.